Такой
диагноз эксперты все чаще ставят современным застройщикам исторического
центра. Случаев, когда после «реконструкции» дворовые корпуса
становятся выше лицевых, все больше. А городские власти, похоже, на эту
проблему закрывают глаза, публично раздавая обещания хранить
исторический центр.
Некоторое время назад в редакцию обратились
петербуржцы, возмутившиеся появлением стеклянной «шляпы» над аккуратной
трехэтажной застройкой Английской набережной. Тут уж никто не скажет,
что вы смотрели через подзорную трубу – надстройка вполне отчетливо
видна любому пешеходу с Университетской набережной, особенно в створе
Кадетской – 1-й линий. Читатели предположили, что таким образом начинает
вылезать отель на Конногвардейском бульваре от «Интеко», однако,
разобравшись, мы пришли к выводу, что тут постарался «Газпром».
Когда только переименованная в «Газпром нефть»
прежняя «Сибнефть» начинала подбирать для себя штаб-квартиру в
Петербурге, выбор пал на особняк Казалета на Английской набережной, 6.
Это памятник федерального значения, построенный еще в XVIII веке. Но,
видать, для газовых нефтяников ценность здания заключалась не в этом.
Заказав в ООО «Студия «Рим» (этой компанией руководит Надежда Комлева,
супруга нынешнего первого зампреда КГИОПа Алексея Комлева) проект, новые
владельцы особняка легко увеличили его площади: несмотря на запрет
реконструкции объектов культурного наследия, флигель, обращенный на
Галерную улицу, существенно вырос, и теперь надстройка выше карниза
лицевого здания почти в два раза.
Экспертное заключение по историко-культурным аспектам
предпроектных предложений студии «Рим» было сделано специалистами
института «Спецпроектреставрация». Генеральный директор института
Владимир Фомин пояснил, что в общей сложности особняк увеличился в
высоте на 3,4 метра – до 20,2. При этом прежний третий этаж был снесен, а
взамен построили два новых. Экспертами «Спецпроектреставрации»
«учитывалось, что здание уже претерпело надстройку третьим этажом», а
также высота соседних домов – 3-го по Галерной (18,8 метра) и 7-го (20
метров).
«Реконструируемый объем предусматривалось выполнить в
нейтральной манере аналогично решению фасада позднего третьего этажа с
соотнесением осей с историческими. Эксперты, приняв во внимание
названные обоснования и изучив систему визуального восприятия
реконструируемого фасада с трассы Галерной улицы, сделали вывод о
допустимости предложенного решения», – рассказал господин Фомин. Из
этого можно сделать вывод, что визуальное восприятие с Университетской
набережной спецами-реставраторами не изучалось вообще.
История с новым зданием федерального ведомства на
наб. р. Фонтанки, 100, и вовсе удивительная. Чтобы замаскировать этот
поднявшийся как на дрожжах дворовый флигель, местные власти
потребовали... надстроить лицевое здание XIX века четвертым этажом,
чтобы он прикрыл современное безобразие. Проектированием занималась
малоизвестная фирма «АСФ «Студия-К». Все эти изменения согласованы с
главным архитектором города Юрием Митюревым и первым зампредом КГИОПа
Алексеем Комлевым.
Когда начнется реконструкция (надстройка)
исторического флигеля, пока точно неизвестно – сейчас генпроектировщик
«Северная столица» завершает проектирование.
На другой реке реализован аналогичный проект. В конце
минувшего года «реконструкция» Дома государственного контролера на наб.
р. Мойки, 74, обернулась строительством нового здания на месте
снесенных корпусов дома-памятника во дворе, выведенных из-под охраны
скандально известной мастерской Татьяны Славиной. Ответственные
ведомства при этом заявляли, что разрешение на сей объект застройщику,
компании «Адамант», не выдавали: служба строительного надзора поясняла,
что раз лицевой дом – памятник, то и разрешение должен выписывать КГИОП,
а КГИОП сообщал, что разрешение выдавал только на лицевой дом, а на
стройку во дворе разрешение должен выдавать стройнадзор. Круг замкнулся.
«Адамант» между тем работы закончил. И теперь дворовая новостройка в
два раза выше лицевого памятника. Правда, чтобы нивелировать разницу, на
крыше памятника посадили искусственные деревья, а саму стену
оштукатурили и выкрасили желтым, как брандмауэр. К слову, подрядчиком
было ООО «Студия «Рим» Надежды Комлевой.
Жители Петроградской стороны сообщили нам о новой
«доминанте» в створе улицы Чапыгина. Жилой комплекс от ЛСР строится на
месте завода «Электрик». Со стороны проспекта Медиков и улицы Академика
Павлова запланирована линейная застройка из нескольких 9-этажных зданий.
Внутри квартала построят десять 13-этажных жилых зданий. Один из
строящихся корпусов нового жилого комплекса оказался виден с
Каменноостровского проспекта в створе улицы Чапыгина. Бетонная
конструкция возвышается над региональным памятником – императорской
Николаевской детской больницей (ныне центр «Детская психиатрия» на улице
Чапыгина, 13). Проектирование вела мастерская «Евгений Герасимов и
партнеры».
А вот обладатель градозащитной премии «Серебряный
карандаш» (за лучший контекстуальный проект – жилой дом в стиле модерн
на Подрезовой, 18) руководитель бюро «Интерколумниум» Евгений Подгорнов,
как ожидается, может еще более изменить облик Кирочной улицы,
обезображенной «Парадным кварталом» от ЛСР. Во дворе трехэтажных
памятников федерального значения – офицерских и солдатских казарм по его
проекту появится жилая восьмиэтажка. Не нужно быть специалистом, чтобы
понять: с широкой Кирочной новостройка будет отлично видна. Это
окончательно угробит весь ансамбль Преображенского полка. И придется
градозащитникам премиальный карандаш у зодчего отобрать.
Видно, как застройщики, так и чиновники начисто забыли, что в Петербурге есть замечательный закон – «О границах зон охраны объектов культурного наследия»,
который не допускает, чтобы дворовые корпуса были видны с «открытых
городских пространств», то есть с улиц, набережных, площадей.
Максим ПОПОВ
|