ЕССЕ́И, еврейская религиозная секта конца эпохи Второго храма (2 в. до н. э. – конец 1 в. н. э.; см. Храм. Второй Иерусалимский храм), известная главным образом по описаниям Иосифа Флавия и Филона Александрийского. Мнения ученых относительно греческого названия «ессеи» (esseni) расходятся; наиболее распространенные теории: от ивритского חֲשָׁאִים, `молчаливые` или חֲסִידִים, `благочестивые`; от сирийского חסין, `благочестивые`; от арамейского אסא, `исцелять`. Ессеи имеют много общего с фарисеями: как те, так и другие верят в необходимость личного благочестия и удаления от скверны повседневной жизни, а также в посмертное воздаяние (в отличие от фарисеев, ессеи верили в физическое воскресение мертвых). Однако в то время как фарисеи принимали активное участие в жизни современного им общества даже тогда, когда храмовая служба контролировалась саддукеями, ессеи образовали обособленное и замкнутое братство. Они считали себя единственно истинным Израилем, так как, по их мнению, религиозная жизнь в городах и Храм были безнадежно испорчены. Некоторые ученые рассматривают ессеев как ветвь фарисеев, стремившуюся к достижению высшей степени благочестия и следовавшую строжайшим правилам святости и ритуальной чистоты, и считают религиозные предписания в так называемом Свитке Храма (см. Мёртвого моря свитки) законами общины ессеев. Многие из этих предписаний расходятся с Галахой, которую гораздо позже разработали фарисеи, и отмечены тенденцией к предельно отягощенному толкованию законов Библии.
Ессеи никогда не были многочисленны; Филон сообщает, что в его время (первая половина 1 в. н. э.) насчитывалось около четырех тысяч ессеев. К концу 1 в. до н. э. большинство ессеев сосредоточилось на северо-западном берегу Мертвого моря; остальные были рассеяны в нескольких сельских районах. Ессеи жили в обособленных мужских коммунах, представлявших собой братства, однако некоторые брали себе жен для продолжения рода. В общинах ессеев практиковалось строжайшее соблюдение законов Торы, причем особое значение придавалось ритуалам, в первую очередь, связанным с субботой и законами святости и чистоты, предписываемыми кохенам в Левит книге. Члены общин занимались физическим трудом, преимущественно земледельческим; все имущество находилось в совместном владении; общими были трапезы, молитвы и ритуальные омовения (Флавий, Война 2:129). Все свободное от работы время ессеи посвящали изучению священных книг. Принятию нового члена предшествовал трехлетний испытательный срок; перед тем, как быть допущенным к совместной трапезе членов коммуны, прошедший испытание давал клятву, в которой принимал на себя обязательство быть благочестивым, справедливым, не делать зла ни по своей воле, ни по принуждению, ненавидеть нечестивых и поддерживать праведных, быть преданным человеческому роду, лояльным к властям (ибо всякая власть исходит от Бога), любить истину и ненавидеть ложь, не красть, не стяжательствовать, не иметь тайн от членов братства и не предавать братьев даже под угрозой смерти и т. п. Многие из ессеев приняли активное участие в Иудейской войне I.
В Новом завете нет упоминаний о ессеях. Возможно, однако, что Иоанн Креститель находился под их влиянием, так как он жил, проповедовал и крестил у реки Иордан, всего в нескольких километрах от основной общины ессеев. Некоторые ученые полагают, что ряд элементов доктрины и практики ессеев стал органичной частью структуры христианской церкви периода апостолов. В любом случае, сам факт существования дохристианских общин монашеского типа проливает дополнительный свет на историю возникновения христианства.
Из других еврейских сект этой эпохи, практиковавших отшельнический образ жизни, известны терапевты, гемеро-баптисты и община Кумрана; о степени близости кумранской общины к ессеям мнения исследователей расходятся.