В
следующем году на поддержку отечественного кино государство выделит 5,3
миллиарда рублей. На такую же сумму кинематограф был профинансирован в
прошлом году. Постановление "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии", подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым, вчера опубликовано на сайте правительства.
3 миллиарда рублей будут внесены в Фонд кино и
пойдут на "производство полнометражных игровых и полнометражных
анимационных национальных фильмов, создаваемых лидерами отечественного
кинопроизводства и иными организациями". Оставшиеся деньги предстоит
распределять министерству культуры на фильмы для детей и юношества,
социально значимой тематики, документальных, научно-популярных,
анимационных, авторских. Госсредства запланированы и на продвижение
российских фильмов на международный рынок. Этой деятельностью займется
Роскино.
Финансируя национальный кинематограф, государство
опирается на мировую практику и здравый смысл, говорит Анна Крутова,
члена Ассоциации продюсеров кино и телевидения. "Поскольку вся мировая
кинематография находится в жесткой конкуренции с единственным
монополистом (американским Голливудом), то каждая страна, уважающая свой
народ, культуру и искусство, стремится поддерживать национальный
кинорынок", - поясняет эксперт. В России же, где он до сих пор не
выстроен, где бушует пиратство, не хватает кинозалов, нет единого учета и
контроля за продажей билетов, все это тем более актуально. По мнению
Крутовой, за последние два года в России удалось создать четкие критерии
для адресного финансирования фильмов лучших киностудий-лидеров,
режиссеров и очевидность их публичного выбора просто невозможно
оспорить.
Главное, по ее словам, и то, что в 2012 году удалось
найти средства на развитие образовательных программ, что крайне важно
для отечественного кинематографа, особенно по части подготовки
сценаристов. Повышать квалификацию и учиться студенты и преподаватели, в
том числе ВГИКа, теперь смогут у американцев, то есть там, где умеют
создавать зрительское массовое кино.
Господдержка - это хорошо, но не гарантирует
качественного роста рынка, предупреждает руководитель аналитического
интернет-сайта proficinema@proficinema.ru Нина Ромодановская. И чтобы
наш кинематограф сделал рывок, по ее мнению, необходимо финансировать
больше дебютных лент. "Только запустив на рынок их максимальное
количество, хотя бы до 20 в год, мы поймем, кто из режиссеров
перспективен. Для сравнения: до сих пор минкультуры финансировало не
более пяти таких картин в год. Не ясна пока ситуация и с отбором
кинофильмов под социально значимую тематику. Их должны выбирать в
минкультуры. Однако чиновники, по мнению Ромодановской, не смогут
качественно генерировать темы фильмов. "Даже конъюнктурные сюжеты должны
"прорастать" от самих творцов, которые, как лакмусовая бумажка,
чувствуют и отражают настроения в обществе", - говорит она. Есть также
еще две ключевые проблемы кинематографа, которым не уделяют должного
внимания. Это тотальная маркетинговая безграмотность продюсеров и
отсутствие
достойных сценариев для массового зрителя. "Есть фестивальное жесткое
кино, рассчитанное на небольшую аудиторию, и есть прокатное - с
сумасшедшими сборами", - поясняет эксперт, добавляя, что за все сто лет
мирового кинематографа, при том, что сейчас в год снимается до 5 тысяч
картин, по пальцам можно пересчитать фильмы, одинаково принятые критикой
и массовым зрителем. Чтобы в кинотеатр пришли не 150 человек, а пять
миллионов зрителей, по ее словам, нужны "не примитивные, но "счастливые"
фильмы с счастливым концом об узнаваемых взаимоотношениях людей на фоне
красивой природы и быта.
Что касается маркетинга, то в пример эксперт "РГ"
приводит блокбастер 2012 года "Шпион" с многомиллионным бюджетом,
который профинансировал Фонд кино. "Сделан очень хороший фильм, но
провальный маркетинг, который еще до выхода позиционировал его, как
"кино о войне", лишил его массового зрителя", - говорит эксперт. Зато
другой фильм "DyxLess" о повседневной жизни российского офисного
"планктона" собрал большие кинозалы.И все благодаря блестящему
маркетингу.
Татьяна Зыкова |