Святость скрыться не может.
Она – свеча, поставленная на
подсвечник, и город, стоящий на верху горы.
В первом случае она освещает
пространство вокруг себя. Во
втором – видна издалека, с какой бы
стороны к ней ни приближаться.
Святость преодолевает расстояния между людьми
и эпохами. Разная языковая среда, разный культурный
фон не мешают людям спустя столетия безошибочно распознать
святость и поклониться ей.
Таков Николай Чудотворец.
Если бы между святыми было место зависти
или соревнованию в людском почитании,
многие бы смотрели на Николая исподлобья. Еще бы!
Таким массовым почитанием на всех континентах
не каждый похвалится. Но зависти между
святыми, конечно, нет. Среди них царствует
молитва и искренняя любовь. А вот у нас,
странников и пришельцев, совершающих
свой земной путь, есть серьезная тема для
размышлений.
Причина массового и многовекового
почитания Николая Чудотворца – в его
внутреннем богатстве. Причем он так
искусно скрыл тайну своей внутренней жизни от
внешних глаз, что мы почти ничего не знаем о фактах
его биографии. Слава нашла Николая после
оставления земли и вхождения в небесный
покой, то есть тогда, когда угрозы со стороны гордости и
тщеславия (этих неизбежных спутников
славы и похвалы) миновали.
Мы почитаем святого Николая и как минимум
дважды в год, а нередко и каждую неделю по
четвергам совершаем службы и обращаем к нему
свои молитвы. В предновогоднее
время к этому почитанию подмешивается изрядная
доля клоунады, раздражающая тех, кто действительно
любит святого. Стоит поднять вопрос о таких
формах и способах почитания Николая, которые бы
действительно прославили угодника Божия и
принесли нам реальную пользу.
«Подражайте мне, как я – Христу»,
– сказал в одном из своих посланий
апостол Павел. Это не просто частный
призыв, обращенный к конкретной аудитории. Это
духовный закон. Согласно этому закону, человек
приобретает полезные навыки, учится и растет,
подражая тем, кто лучше его, тем, кто ушел дальше и
зовет нас за собой. Важно отметить и то, что
Павел не говорит «подражайте
Христу», но – «подражайте мне, как я
– Христу».
Это значит, что высота подражания Господу не
осиливается всеми сразу, но вначале
необходимо учиться у тех, кто близок к Богу.
Теперь опять переведем мысленный взгляд на
Николая Чудотворца. В чем мы можем ему
подражать и через подражание максимально почтить этого
святого? Например, тайным творением добрых
дел. Это не очень приятное занятие для разъеденного
тайными недугами человека, желающего похвалы и
жаждущего славы. Но это именно то, чем
прославился Николай, анонимно помогавший
людям, попавшим в беду.
Не секрет, что святые оживляют для нас
Евангелие Господа Иисуса Христа,
воплощая его в своем поведении.
Так, слово Божие говорит нам об
«Отце, Который в тайне»,
«Который видит тайное и воздает
явно», и призывает молитву,
милостыню и пост совершать не напоказ, но для
Господа. Однако привычно частое
прочтение этих слов далеко не всегда
приводит к их исполнению на деле, и мы продолжаем
творить добро, втайне желая признания и
похвалы. Нам нужны примеры. Нужны живые люди,
которые слово и мысль превратили в дело
и которые руководствовались
заповедями не от случая к случаю, а постоянно.
Таков Николай. Он хорошо знал сердцем то, что
сказал один из отцов Египта, а именно: самое
твердое и правильное добро то, которое
творят втайне. Николай и из мира хотел уйти,
чтобы в монашеском одиночестве, ни на что не
отвлекаясь, служить Богу постом и молитвой. Но
Бог, знающий человека лучше, чем сам человек
знает себя, указал Николаю на иной путь. Этот путь
заключался в попечении о пастве и жизни среди
волнуемого страстями многолюдства. Так
подвижник лишился внешнего уединения и был
вынужден искать уединения внутреннего. В
этом тоже можно ему подражать.
Мы уже сказали кратко о том, что человек редко
понимает красоту и ценность тайного доброделания.
Свое и без того мелкое добро он склонен до конца
губить и лишать себя будущей награды из-за саморекламы и
того «трубления перед собою», которое Христос
осуждал в лицемерах. Образ Николая в
этом смысле не только льет на нас свой теплый
свет, но и учит менять свою жизнь в
соответствии с евангельской
новизной.
Второй же его урок нам заключается в
необходимости оберегать и воспитывать
своего внутреннего человека. К
монашескому образу жизни склонны очень немногие. Но
совершать временное бегство от суеты,
находить время для молчания и молитвы обязан
каждый, кто не весь вывернут наизнанку и
живет только внешним, кто хранит и оберегает
свой внутренний мир.
Источник силы для человека – это его один на
один предстояние перед Господом. И тот, кто
совершил много евангельски великого и
полезного, должен лишь одной стороной быть обращенным к
миру и людям. Вторая половина его жизни по
необходимости должна быть сокрыта в Боге, в
общении с Ним.
Открытки, подарки, красные бутафорские носы, мешки
за плечами, детский смех, ватные бороды…
Праздник Николая – это, конечно, еще и детский
праздник. Но и в эту веселую возню с
ожиданием сюрпризов было бы хорошо внести
евангельскую закваску. Дело в том, что
дети в этот (да и не только в этот) праздник
ориентированы на получение различных благ:
внимания, ласки, подарков. А ведь они
сами с некоторого возраста могут быть не только
потребителями благ, но и творцами всякого
добра.
«Ты любишь Николая Чудотворца? А ты знаешь, где
секрет его известности и любви к нему? Секрет
в том, что он помнил и исполнял слова
Писания: ”Блаженнее более давать, нежели
принимать”. Ты почтишь Николая Чудотворца,
если будешь ему в этом подражать. Помоги
родителям по дому. Помоги отстающему товарищу
усвоить предмет, который ты знаешь и понимаешь
лучше, чем он. Сегодня и всегда поделись на перемене
бутербродом с соседом по парте. Думай о других, а не
только о себе. Отдавать ведь не значит
только передавать из рук в руки деньги или
вещи. Отдавать можно время, силы,
знания, заботу, молитву. Этим должны заниматься
все, в том числе и дети».
Подобное почитание святого очень
востребовано, и оно, к сожалению, пока не
является главным и общепринятым способом
выразить Николаю свою любовь.
И еще очень важный момент. Николай ныне –
житель Небесного Царствия. Разговор о нем
– прекрасный способ повести речь о бессмертии
души, о духовном мире, о неистребимости добра,
сделанного во имя Божие. Если с детьми часто
трудно или невозможно говорить о мучениках по
причине страшных издевательств, которые они
вынесли, то о таком святом, как Николай, можно
говорить всегда. Только бы не
«зацелофанить» и не «законфетить»
образ святого. Только бы не свести все к
дедушке с мешком, к детским письмам с просьбами о
подарках, в которых видно, что аппетит
подрастающего поколения разгорается не на шутку. Им уже не
до шоколадок. Детки все чаще просят игровые
приставки и новые модели мобильных
телефонов. А родители, эти «датели» и
«винители», эти частые эгоисты и тайные
атеисты, умильно хохочут над письмами и просьбами
своих деток.
Хорошо, если святой многого мелкого и ничтожного
в наших праздниках, посвященных ему, не
заметит. А если заметит и прогневается?
Предание ведь сообщает нам о пощечине, которую
от руки Николая получил Арий. И это значит, что
святой не приставлен к бесконечному разносу
подарков или попечению о плавающих по
водам. Он ревнует о Истине. Нужно чтить
его так, чтобы его ладонь на своей щеке не
почувствовать.
Стоит вообще подумать о почитании святых.
Чтобы чтить не только службой и застольем. Ведь
можно найти и другие законные и благочестивые
способы выразить святым свою
любовь. В день памяти любого из
евангелистов можно организовать в
храме чтение соответствующего
Евангелия. Да и любого из святых, чьи
книги вошли в Библию, можно чтить таким
образом. В день памяти Иоанна Милостивого или
Филарета Милостивого сам Бог велел подражать
святым делами любви. В день памяти
Симеона Столпника, конечно, на столп не залезешь, но
выключить мобильник, телевизор и компьютер и
посидеть часа три в тишине можно попробовать.
Творчество нужно и свежий взгляд.
Поскольку и сами святые – это не
законники и формалисты, а в высшей степени
интересные и глубокие люди.
Итак, зима, предчувствие Рождества,
ощущение тайны в морозном воздухе и очередная
память святого Николая. Как будем праздновать?
|