(Кол. 3, 17-4, 1; Лк. 9, 44-50).
"Кто примет Меня тот принимает Пославшего Меня", сказал Господь: а
Пославший Его - Бог, следовательно, кто исповедует Господа, тот Бога
исповедует, а кто не исповедует Его, тот и Бога не исповедует. Скажешь: я
исповедаю Христа великим, премудрым, всемирным учителем. Нет, исповедуй
Его так, как Он Сам говорит о Себе, что Он и Отец едино суть, единого
Божеского естества лица, раздельные но единочестные м сопрестольные. Кто
не исповедует так, тот, как бы ни величал Господа, все одно, что не
исповедует Его, а не будучи исповедником Его, не исповедует и Отца, не
исповедует Бога. Потому, каким богочтецом ни выказывай себя, ты не
богочтец, когда не исповедуешь Господа Иисуса Христа Сыном Божиим
Единородным, нас ради воплотившимся и Своею крестною смертью нас
спасшим. Не все одно какого Бога исповедать, лишь бы исповедать:
поклонявшиеся солнцу и звездам, или вымышленным существам, не называются
богочтецами, потому что не то считали Богом, что есть Бог. Так и тот,
кто Господа не исповедует, не богочтец, потому что не того Бога
исповедует, который истинный Бог. Истинный Бог не есть без Сына
совечного и собезначального. Потому, коль скоро не исповедуешь Сына, не
исповедуешь и Бога истинного. Какая цена твоего исповедания - один Бог
рассудит, но так как нам Бог открыт Богом истинным, то помимо этого
откровения нельзя иметь Бога истинного.
Слово в день памяти святого апостола и евангелиста Луки
Святой апостол Павел завещал всем
нам: «Подражайте мне, как я Христу». А
если надо ему подражать, то, конечно, надо подражать
и всем апостолам, ибо все они шли тем же Христовым
путем.
А я имею счастье носить имя великого апостола и
евангелиста Луки. Не должен ли я поэтому ему прежде всего
подражать в его великих деяниях? В чем, в чем могу
подражать ему? В чем действительно подражаю? В чем не
подражаю, в чем виноват пред ним?
Апостол Лука был многолетним спутником апостола Павла;
вместе с ним он исходил пешком всю Малую Азию, прошел
пешком много сотен километров. Зачем? Затем, чтобы везде и
всюду проповедовать о Христе, обращать ко Христу язычников
и неверующих иудеев, устраивать везде и всюду Церковь
Христову, поставлять епископов, устраивать епархии.
Это было главным делом св. апостола после величайшего его
дела – написания Святого Евангелия. Конечно, в
писании Евангелия я не могу ему подражать. А в проповеди
могу ли подражать? Да, да! Могу и должен, и считаю своей
главной архиерейской обязанностью везде и всюду
проповедовать о Христе.
Господь Бог сказал пророку Иезекиилю: «Сын
человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты
будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их
от Меня» (Иез. 3, 17).
Стражем всему дому Израилеву поставил пророка. А я тоже
поставлен стражем – стражем Церкви Крымской, ибо на
мне лежат апостольские обязанности по отношению ко всем
жителям Крыма – должен я везде и всюду проповедовать
Евангелие.
В Симферополе я делаю это по мере сил своих и даже не щадя
сил. Я много и много проповедовал вам. Но как же слушали
проповеди мои, не должен ли я отнести к себе и другие
страшные слова Божии, обращенные к пророку Иезекиилю:
«Когда я скажу беззаконнику: "Смертию
умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить,
чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб
он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем. И
Я взыщу кровь его от рук твоих».
Не скажет ли мне так Господь, не обвинит ли меня за тех,
кому не проповедовал, кто не слушал и не слушает проповеди
моей? Видите, как страшно это, какая тяжелая
ответственность лежит на мне.
«Но если ты вразумлял беззаконника, а он не
обратился от беззакония своего, и от беззаконного пути
своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу
твою».
Вот где утешение мое, вот где предел слезам
моим: не взыщет, не взыщет с меня Господь за то, что
слушали и не хотели исполнять – и беззакония свои
продолжали.
А на мне нет за то вины, ибо предостерегал я
беззаконников, а если не послушали меня, то сами ответят
за себя. А я спас душу свою.
Но что же, велико ли утешение мое? Могу ли я быть
покойным, стараясь подражать великому евангелисту Луке?
Нет, покоя мало в душе моей, ибо вижу я и знаю, что из
всех жителей Симферополя, где больше всего проповедую я,
только очень немногие слушают меня, а остальным нет дела
до меня, не хотят слушать меня.
И много я лью горьких слез о погибающих, но ничего сделать
не могу. Всем вам, близким и далеким, надо помнить слова
Христовы, которые слышали вы в сегодняшнем евангельском
чтении: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся
вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается
Пославшего Меня» (Лк. 10, 16).
Разве не страшные это слова? Разве не обязывают они вас
всех слушать меня, и не меня только, но и всех, кого Бог
поставил пастырями нам вами, слушать и исполнять то, что
указывают они вам.
Почему необходимо, почему обязательно слушать нас? Потому,
что не свое мы проповедуем, а проповедуем Закон Христов. И
если отвергаетесь нас, отвергаетесь Самого Христа, а
отвергаясь Его, отвергаетесь и Пославшего Его Отца.
Запомните же эти страшные слова: будут отвергнуты Богом
те, которые отвергнут нас.
Кроме прочего, как я говорил вам, великим делом св.
апостола было устроение и частое посещение Церквей. Должен
был бы и я подражать ему в этом.
Он, блаженный, ходил пешком, даже босыми ногами ходил за
тысячи километров.
А я, окаянный, езжу на автомобиле и ленюсь ездить, и мало
бываю в городах и селах моей епархии, ибо не нахожу
времени и сил, и не благоприятствуют внешние
обстоятельства. Но взыщет с меня Господь за это. Но
условия моей деятельности не таковы, какими они были во
времена апостольские, и только в малой мере могу я
проповедовать за пределами Симферополя.
Есть, однако, утешение в том, что вижу и знаю, что
наполняются храмы наши, что прибавляется и прибавляется
малое стадо Христово.
Знаю, что своей проповедью немало слабо верующих обратил я
на путь Христов. За это хоть мало воздаст мне Христос.
Как хотел бы я, чтобы все больше и больше наполнялись
храмы наши, как хотел бы я слышать, что все больше и
больше обращающихся ко Христу от проповеди моей!
Мне желают в день моего Ангела здоровья, долголетия, а
надо желать не этого; какое долголетие, если 76-й год живу
на свете!
Надо желать только, чтобы дал мне Господь видеть плоды
моей проповеди, видеть обращение людей ко Христу, видеть,
что не напрасно я все оставил, чтобы вести вас ко Христу.
Пожелайте и того, чтобы Господь сохранил угасающее зрение
мое. Молитесь об этом, ибо молитва Церкви сильна пред
Богом.
Велика и сильна пред Ним молитва великого угодника Божия
апостола и евангелиста Луки, которого и призовем на помощь
и заступление в молебном пении ему.
Аминь.
31 октября 1952 г.