Акции в защиту 31-й статьи Конституции
могут уйти на второй план. И не потому, что со свободой собраний в
стране все хорошо, а потому, что куда актуальнее сейчас защита совсем
другой статьи Конституции — 14-й.
Где говорится о светском государстве, запрете на установление
какой-либо религии в качестве государственной или обязательной,
отделенности религиозных объединений от государства и их равенстве перед
законом.
Звучит как злая насмешка, не правда ли? Когда все
больше и больше людей не понимает, в каком веке они живут — то ли в
21-м, то ли в 17-м?
Когда агрессивно-невежественные особи из «народных
соборов» и «православных хоругвеносцев» все громче и наглее вмешиваются в
светскую жизнь. Когда нарушение решений средневековых церковных соборов
объявляется уголовным преступлением. Когда религиозные нормы и обычаи
стремительно возводят в ранг светского закона. Когда атеистов называют
«больными животными» и «идиотами». Когда религиозные фанатики громят
художественные выставки и требуют запретить фильмы и пьесы. Когда
требуют тюремного заключения за «кощунство» и «богохульство» и вносят в
парламент закон об уголовном преследовании за якобы «оскорбление
религиозных чувств и убеждений».
Во-первых, что это вообще такое — оскорбление чувств?
То есть эмоциональных реакций человека на происходящее? Оскорбить можно
самого человека — но не его чувства. И уж тем более за такое
«оскорбление» нельзя наказывать: мало ли кому что не нравится? Кстати,
кто будет определять, оскорблены ли чувства и насколько? Или уже
придуман соответствующий измерительный прибор?
Во-вторых, верований в мире — множество. И у
приверженцев каждого из них — свои религиозные чувства и свои понятия о
том, что «оскорбительно» для этих чувств. Следует ли запретить все, что
может «оскорбить»?
А если завтра одни из верующих объявят оскорблением
предположение о том, что планета Земля была создана природой, а вовсе не
богом, и 5 миллиардов, а не семь с половиной тысяч лет назад? Другие —
то, что все женщины не носят хиджабы. Третьи — что окружающие едят
свинину. И так далее и тому подобное — с адекватным наказанием. А если
завтра будет создана религиозная организация, чьим сакральным символом
будет объявлено яблоко? И ее представители потребуют запретить продажу
яблок в магазинах и строжайше наказывать производителей яблочного сока?
Как, кстати, быть с существованием атеистов — не оскорбляет ли оно
тонкие и ранимые чувства приверженцев сразу нескольких религий?
В-третьих, почему именно верующие нуждаются в особой
защите? Почему именно их чувства или убеждения должны быть защищены
более, чем чувства других? Например, политические? Легко представим себе
группу граждан, объединенных общим обожанием Владимира Путина. И
заявляющих, что любой нелицеприятный отзыв о степени полезности для
Отечества его рабского труда на галерах «оскорбляет их чувства». Следует
ли за это наказывать? То есть, конечно, законы об «оскорблении
величества» в разных странах были, но это, как казалось, дела давно
минувших дней…
Почему опровергать или высмеивать христианские или
мусульманские вероучения нельзя, а либеральные или коммунистические
убеждения — можно? Почему карикатура на Христа или Магомета — это
«кощунство» и «богохульство», а карикатура на Ленина — нет? Почему
нельзя (как предлагают особо ретивые питерские депутаты) проводить
публичные акции у церквей — но можно у партийных офисов?
Как быть с чувствами атеистов — которые, может быть,
считают для себя оскорбительной любую религиозную пропаганду? В ней,
замечу, недостатка нет — а когда вы, читатель, в последний раз видели по
телевидению атеистическую передачу? Должны ли они быть защищены от
вполне реально нарастающего в стране клерикализма и мракобесия?
Нужно ли уважать чужие религиозные чувства?
Безусловно. Но ровно в такой же степени, как и любые иные чувства и
убеждения. И признать, что никакое «оскорбление чувств» ненаказуемо.
Наказуемо другое (и это установлено законом): разжигание религиозной
вражды, призывы к насилию, дискриминация по религиозным признакам. А в
остальном — полное равенство прав: каждый из верующих (и неверующих)
должен знать, что никому не возбраняется обсуждать и критиковать его
взгляды и представления. Но и он сам может свободно это делать в
отношении остальных.
Кто-то нарисовал карикатуры на вашего пророка? Не
смотрите их. Кто-то написал книгу, противоречащую христианским канонам?
Не читайте ее. Кто-то выставил картины, пародирующие ваши иконы? Не
ходите на эту выставку. А иначе получится, как в старом анекдоте про
человека, жалующегося, что ему не дает покоя видная из его окна
раздевалка в женской бане. Пришла к нему комиссия проверять. Смотрит в
окно — ничего не видно. А жалобщик советует: «А вы на шкаф залезьте»…
Борис ВИШНЕВСКИЙ, обозреватель «Новой газеты»
|