С
таким понятием, как «старец», у нас
стойко ассоциируется представление о
монахе-подвижнике почтенных лет. Проведя многие годы
в усердных и внимательных трудах, такой подвижник
может получить от Бога особые дары — знание
человеческого сердца, способность направлять людей на
прямые жизненные пути. Такие люди любимы православным
народом, их ищут, к ним едут и идут, преодолевая
любые расстояния. Таких подвижников не ищут в миру.
Хотя, говоря по совести и следуя Писанию, можно и в
миру найти тех, кто является неукоризненным и чистым,
чадом Божиим непорочным среди строптивого и
развращённого рода (Флп. 2, 15).
Таким был отец Иоанн Кронштадтский. Но ещё более этому
слову соответствует житие Алексия Московского
(Мечёва).
Отец Иоанн не имел детей, не был связан необходимостью
прокормления и воспитания. Он служил, служил и паки
— служил. Проповедовал, проповедовал и паки —
проповедовал. С момента прихода к нему всероссийской
известности он путешествовал по всей стране, всюду принося
дух апостольской ревности и апостольского чудотворства.
В отличие от него, отец Алексий никуда не путешествовал.
Он сидел на месте, и храм, в котором он служил, был одним
из самых маленьких и невзрачных во всей Москве. Он был
семейный человек, и, когда отдавал последнее нищим, сердце
его не раз сжималось болью о своей семье. «Чужим
помогаю, а о своих не пекусь», — мучительно
думалось ему в эти минуты. Как и кронштадтский пастырь,
отец Алексий искал силы и вдохновения в молитве, наипаче
— в литургии. Каждый день год за годом в его
маленьком храме звонили к литургии. «Опять звонишь?
— спрашивали соседи-настоятели. — Зря
звонишь».
Но годы прошли, долгие годы почти одинокого
подвижничества, замешанного на нищете и борьбе с тяжёлыми
мыслями, и в храм потянулись люди.
Живя в миру, отец Алексий был очень близок по духу
подлинному монашеству. Ведь монашество — это не
только и не столько безбрачие и чёрные одежды. Это
самопожертвование и любовь, это частая молитва о людях, со
временем превращающаяся в молитву всегдашнюю. Живя так,
Алексий Московский был един в духе с лучшими
представителями предреволюционного духовенства. Старцы
оптинские считали его своим. Серафим Саровский, к тому
времени уже вошедший в небесный покой, наблюдал за его
деятельностью и посылал к нему за помощью людей.
Одна женщина, доведённая до отчаяния житейскими
трудностями, решила свести счёты с жизнью, для чего пошла
в лес, прихватив верёвку. В лесу она увидела сидящего на
пеньке благообразного старичка, сказавшего ей: «Это
ты нехорошо задумала. Иди-ка в такой-то храм к отцу
Алексию. Он тебе поможет». Удивлённая женщина
побежала в указанный храм, и первым, что она увидела
— была икона старичка, спасшего её от самоубийства.
Это был святой Серафим. А храм этот — Никольский
храм на Маросейке, где настоятелем был отец Алексий Мечёв.
Такой случай был не единственным. Но дело не только и не
столько в чудесах. Дело в любви, без которой засыхают души
человеческие; которую многие жадно ищут; которая является
отличительным признаком для безошибочного узнавания
учеников Христовых.
Никаких миссионерских путешествий, никаких написанных
книг. Ничего внешне великого или грандиозного. И вместе с
тем подлинная святость, подлинное сердцеведение, при
котором батюшка, раскрыв ладошку, мог сказать духовным
детям: «Все вы у меня вот где».
Он переживал о них, думал о них, склонив колени, усердно
молился о них суетными днями и долгими ночами. Он
действительно любил всех попавших в орбиту его молитвы, и
они все были у него словно на ладошке со всеми своими
страхами, трудностями, проблемами.
Таких людей не бывает много. Захоти любой
среднестатистический батюшка унаследовать подобный образ
жизни, а вслед за ним — благодатные дарования отца
Алексия, порыв его утихнет и «бензин
закончится» очень быстро. Далее может начаться
«стук в моторе» и капитальный ремонт. Тайна
подлинной святости сродни тайне истинной гениальности.
Никогда не знаешь, почему дано тому, а не этому; почему у
одного хватило верности, твёрдости, мужества, а у сотен
других не хватило. Но запах святости должен быть доступен
всякому духовному обонянию. И запах этот подсказывает нам
то, что мы встречаемся с повторением того опыта, который
был у Павла. А именно: И уже не я живу, но живёт во
мне Христос (Гал. 2, 20).
Живёт Христос в отце Алексии, в отце Иоанне, в отце
Серафиме.
Живут во Христе отец Алексий, отец Иоанн, отец Серафим.
Мы знаем об этом. И тепло, приносимое в души наши мыслями
о святых, свидетельствует духу нашему о том, что, хотя мы
и далеки от всегдашнего подражания друзьям Божиим, всё же
совсем чужими мы ни им, ни Христу не являемся. Но сама
теплота эта свидетельствует о том, что и работы много, и
двигаться есть куда, и помощники, ранее нас прошедшие путь
до конца, готовы прийти на помощь.
Ведь действительно, если в дни земной жизни никто от них
не ушёл без утешения, то неужели сегодня, войдя в славу и
умножив дерзновение, они откажут нам в помощи?
Не откажут. Правда, батюшка Алексий?
|