Пророк Илия, сказано в Священном Писании,
был такой же человек как и мы; но он помолился Богу, и
заключилось небо, не стало дождя (Иак. 5, 17). Небо
было подобно раскаленной меди. Этим пророк Илия наказал
людей за нечестие и отступление от веры. Опять
помолился пророк, и хлынул дождь. Как будто земля
широко открыла свои уста, иссохшие от жажды, и стала
пить живительную влагу. Мертвые пустыни превратились в
зеленые луга и поля.
Братия и сестры! В Библии, в Книге Бытие, есть
таинственный рассказ о видении Иакова. Праведный Иаков,
удаляясь от гнева брата своего Исава, заночевал в
пустынном месте. И вот ему явилось видение. Светоносный
муж, подобный Ангелу, вступил с ним в борьбу. Целую ночь
шла эта борьба. Не одолевал ни один, ни другой. Наконец к
рассвету незнакомец сказал: Отпусти Меня, ибо взошла
заря. Тот ответил: не отпущу Тебя, пока не
благословишь меня. Тогда незнакомец коснулся его ноги и
сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо
ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь
(Быт. 32, 24–28).
Что значит это видение и притча? Святые Отцы толкуют ее
так: «Господь карает за неправду и за грех –
даже святых и праведных, и любимцев Своих. И, быть может,
карает грех в них даже строже».
Согрешил Иаков. Он обманом взял благословение, которое
Господь дал бы ему и так. И вот видение. В образе какой-то
страшной борьбы явилась молитва Иакова к Богу. Своей
молитвой Иаков как бы руками схватил Бога и не дал
Божественному правосудию и Божественному гневу покарать
его.
Всю ночь длилась эта борьба. Бог был «связан»
объятиями Иакова, то есть напряженной, изливающейся из
сердца и души победоносной молитвой. Здесь милосердие
Божие как бы преодолело Божественное правосудие.
Слово Иаков значит «запинатель».
Слово Израиль – «зрящий Бога».
Своей молитвой Иаков таинственно, мистически узрел славу
Божию, получил ту благодать, которой он мог побеждать
ненависть людей и мир. Чем побеждать? Упованием и надеждой
на помощь Божию. Побеждать постоянной, внутренней
покаянной молитвой.
Братия и сестры! Почему же наша молитва так слаба, так
немощна, так бесплодна? Почему она, как дым, стелется по
земле? Укажу три причины.
Первая – та, что наша жизнь не соответствует
молитве. Мы не живем по заповедям Божиим, а Господь как бы
говорит: «Если ты исполнишь Мою волю, то Я исполню
прошения твои. Если ты послушаешь Меня, то и Я в молитве
твоей услышу тебя». Вот почему молитва наша мертва и
немощна – мы не живем по заповедям Евангельским. У
нас жизнь как бы раздваивается. Где-то, в уголке нашей
души и сознания, теплится вера. А в повседневной жизни мы
ведем себя как язычники.
Вторая причина – та, что молитву мы не считаем самым
главным деланием нашей жизни, основой и сердцем всех
остальных христианских подвигов.
Святой Иоанн Златоуст говорит: «Когда ты молишься
– ты жив, когда ты забываешь о молитве, то душа твоя
превращается в труп, наполненный червями».
Итак, братия и сестры, вторая причина, почему наши молитвы
не бывают услышаны Богом, – мы недостаточно
сосредоточены на молитве, не можем внутренне непрестанно
беседовать с Богом, ум и сердце наши заняты преходящим и
суетным. И даже когда мы становимся перед иконами, то лишь
повторяем слова молитвы, не чувствуя и не сознавая того,
что в них заключено.
И, наконец, третья и последняя причина – орудие
нашей молитвы, слово, мы превратили в средство ко греху, к
развлечению. Св. Иоанн Кронштадтский пишет: «Сам
Иисус Христос назван Словом Божиим; поэтому – как
велико и наше, человеческое слово, как мы должны уважать
свое слово!» И добавляет: «Кто лжет словом
человеку вольно, тот будет лгать на молитве Богу
невольно».
Грех словом – самый распространенный, самый
привычный и поэтому самый опасный для нас грех. Начинается
все с «простого» многословия, а кончается
– клятвопреступлениями, проклятиями и богохульством.
Поэтому прежде всего нам надо бороться с многословием. Вы
скажете: «Да, действительно, наш язык похож на
ветряную мельницу, которая начинает вращаться при первом
же порыве ветра, притом мельницу с пустыми жерновами; а
иногда наш язык подобен бешеному псу, сорвавшемуся с цепи,
который, не разбираясь, кусает и своего хозяина, и всех,
попадающихся на пути. Но что нам делать? Мы каемся и
грешим опять. Мы не можем победить своего языка, он
побеждает нас».
Мало знать, что укус змеи смертелен, надо еще знать, как
обойти эту ядовитую гадину, как высосать кровь из раны,
если мы уже подверглись укусу и яд проникает в наше тело.
Что делать нам, братия и сестры, чтобы избавиться от
многословия?
Прежде всего надо ограничить круг своих собеседников. Так
пьяница, который хочет избавиться от своего порока, не
должен встречаться с подобными ему пьяницами, так больной
должен избегать причины своей болезни.
Итак, нам необходим строгий выбор наших собеседников.
Кажется, что мы ведем невинный разговор, но на самом деле
мы предаемся многословию как своей страсти, как духовному
пьянству и словоблудию. Пьяный часто просыпается под
забором в своих нечистотах, с пустыми карманами, так и мы
после долгих разговоров чувствуем духовное опустошение,
чувствуем боль в голове, чувствуем, что страшнее всего,
– потерю благодати.
Некоторые из нас говорят: «Мы можем не посещать те
дома, где устраивается нечто вроде клуба под названием:
"Последние церковные новости”; мы можем не
говорить с теми людьми, которые льют грязь на других, но
если человек приходит к нам в дом, то мы не можем выгнать
его, и слушаем поневоле».
Братия и сестры! Дух Святой сказал через пророка Давида:
Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню (Пс.
100, 5). Но если вы не можете заградить уста сплетника и
клеветника, не можете прогнать его, то сделайте
по-другому. Скажите: «Я сам виновен в таких же
грехах. Наверное, ты видишь мои грехи и под видом другого
человека обличаешь меня». Если это не поможет, то
скажите своему собеседнику: «Пришло время для
молитвы, и я хочу воспользоваться твоим присутствием,
чтобы мы помолились вместе, и я получил бы пользу от твоей
молитвы». И начни читать Псалтирь или акафист. Тот
сразу же засуетится и захочет уйти. Но ты удержи его и
продли молитву дольше, чем молишься обычно. И тогда
сплетник и клеветник в следующий раз не только не придет к
тебе, но будет далеко обходить даже ворота твоего дома.
К сожалению, такие люди не стесняются подходить к нам и в
церкви. Они подобны одержимым или лунатикам. Лунатик,
водимый неведомой ему самому силой, не понимает, над какой
пропастью он ходит, какой опасности подвергается. И эти
люди, ослепленные демоном, не понимают, как гибельны
разговоры, особенно сплетни, в церкви.
Обычно мухи летают на свалки и на нечистоты и ползают по
ним, а потом разносят заразу. И вот, братия и сестры, если
такая муха начнет жужжать в церкви около нашего уха:
«Знаете ли вы последнюю новость, только это между
нами...» и так далее, то скажите: «Брат (или
сестра)! Встанем вместе на колени и помолимся за того
человека, которого ты осуждаешь. Если он действительно
согрешил, то он в беде; и он наш брат!» И поверьте,
что ваш собеседник (или собеседница) не захочет молиться.
Он (она) скажет: «У меня ноги больные» и
побежит прочь.
Пагубно многословие. Греческий писатель Плутарх
рассказывает такой случай. В деревню, расположенную около
Афин, пришли двое воинов из разбитого афинского войска,
неся горестную весть. Они зашли в цирюльню, где в это
время цирюльник брил человека. Он намылил ему голову и уже
сбрил с нее половину волос, когда услышал эту весть. Все
бросил цирюльник и побежал со всех ног в Афины для того,
чтобы первому возвестить о поражении. Он стал кричать на
улице: «Вы слышали, что афинское войско разбито
спартанцами?»
Город пришел в смятение. Но затем власти стали
расследовать, в чем дело, что случилось. Слух не
подтверждался. Цирюльника схватили и стали требовать
доказательств. Конечно, никаких доказательств он
представить не мог. Тогда его осудили на казнь как
возмутителя спокойствия. Подвели к эшафоту, и палач уже
обнажил меч, чтобы отрубить ему голову. Горько каялся
цирюльник в своей страсти к новостям. Давал себе слово
больше никогда не вмешиваться ни в чьи дела, если вдруг
останется в живых. И вдруг народ закричал:
«Остановите казнь!»
Уставшие воины дошли, наконец, до Афин и подтвердили, что
войско действительно побеждено и разбито. Цирюльника
развязали. И как только он пришел в себя, то, еще не сойдя
с эшафота, сразу же задал вопрос палачу: «А не
слышали ли вы, что случилось с полководцем? Взят ли он в
плен или убит?» Урок не пошел ему впрок.
Итак, братия и сестры! Первое условие борьбы с
многословием – это выбор собеседников. Второе
– контроль над своими словами. Мы должны выражать
свои мысли как можно короче.
Был город в Греции – Спарта, жители которого
старались говорить возможно более кратко, заключать в
одной фразе целое повествование. Греческий мудрец Пифагор
требовал от учеников, вступающих в его общину,
предварительно провести три года в молчании. Он говорил,
что мудрец сначала должен научиться молчать, а потом уже
говорить.
И в некоторых древних монастырях
существовал устав, предписывавший молчание. Монахи
объяснялись лишь знаками.
Почему это так необходимо для нас, братия и сестры? Почему
мы тоже должны научиться молчанию? Потому что молчание
собирает огромные силы в душе человека.
Преп. Исаак Сирин говорит: «Молчание созидает, а
слова разоряют!» Некоторые люди дают себе как бы
правило: произнести в день определенное количество слов.
Конечно, это правило не на всю жизнь. Это правило только
лишь на время. Если ветвь искривлена, то ее надо перегнуть
в другую сторону для того, чтобы она потом стояла прямо.
Если человек болен, то ему назначают до выздоровления
строгую диету.
Кроме того, в разговоре надо избегать всяких ненужных
повторений. Гордый человек любит повторять одну и ту же
фразу, как будто хочет запечатлеть ее в памяти других.
Вообще, многословие – это один из признаков гордыни.
Человек считает, что его слова очень ценны и как бы
упивается звуками своего собственного голоса.
С другой стороны, надо избегать таких часто лишних фраз,
как например: «извините», «я хочу вам
сказать», «не побеспокою ли я вас» и так
далее. Это – наружное, ложное смирение, которое
обычно скрывает духовную гордость. Если вы хотите сказать
что-нибудь нужное и дельное, то незачем извиняться. Если
хотите сказать пустое, то не поможет и просьба о прощении.
Затем человек должен научиться слушать других. Многие из
нас не умеют выслушать своего собеседника: перебивают его,
не дают ему высказать свою мысль.
Нельзя говорить также под влиянием гнева и других
страстей. Обо всем, что мы скажем в состоянии гнева, мы
будем горько жалеть впоследствии. Надо сначала успокоить
себя. Некоторые советовали, когда мы волнуемся, –
ничего не отвечать, но если это все же необходимо, то
прежде 33 раза прочитать Иисусову молитву, или, по крайней
мере, обратиться к Богу с краткой молитвой о помощи и
вразумлении. Также, если нас спрашивают о чем-то очень
важном, то не надо сразу же давать ответ, а отложить его,
может быть, и до другого дня.
Надо вообще избегать говорить что-либо о людях, оценивать
их, хвалить или порицать, ибо сердце человека – это
глубокое море, а мы видим лишь поверхность его. Некий
святой Отец как-то сказал: «Если я попаду в рай, то
удивлюсь трем вещам. Я не увижу в раю тех, кого думал там
увидеть. Я увижу в раю тех, кого не ожидал увидеть там. И,
наконец, я буду удивлен, если спасусь сам!»
Когда мы говорим, то каждое наше слово должно быть
искренним, должно исходить из сердца. Одна и та же фраза,
в зависимости от того, сказана она от сердца или
произносится лишь машинально, по привычке, может быть и
нужной, и греховной.
Например, когда мы встречаемся друг с другом, то
спрашиваем: «Как ты поживаешь?» Если при этом
мы на самом деле интересуемся, как живет человек, если мы
хотим узнать его нужду, если мы готовы помочь ему, то это
– голос нашей любви. Но если мы спрашиваем
машинально: «Как вы поживаете?» – без
всякого сочувствия к другому человеку, то мы лжем и
лицемерим, это – пустословие.
Святые Отцы говорили: «Когда вступаешь в разговор,
определи, с какой целью ты говоришь, знай, с кем говоришь,
о чем говоришь, зачем говоришь, где говоришь и сколько
говоришь. Если ты при этом будешь помнить, что от слов
своих осудишься или оправдаешься, то поймешь, что гораздо
безопаснее молчать, чем говорить!»
Братия и сестры! Илия назван пророком Божиим, человеком
Божиим, ибо есть еще и пророки сатанинские. Как отличить
пророков Божиих от пророков диавола? Пророки Божии
открывают людям волю Божию только тогда, когда на них
нисходит Дух Святой. Что касается пророков демонских, то
они не прорицают, они гадают за деньги. Они отвечают на
вопросы, которые им задают. В своей жизни они далеки от
Евангельской нравственности, и когда они
«пророчествуют», то человекоугодничают,
потворствуют людским страстям и похотям, чтобы угодить
толпе.
Святой пророк Божий Илия, по словам сына Сирахова, был как
вихрь, и слово его, как горящий светильник (Сир. 48,
1–12). Вихрь разрушает, смерч все сметает на своем
пути. И пророк Илия, как вихрь, уничтожает грех,
беззаконие и нечестие. Его слово, как светильник, озаряет
путь всем ищущим спасения.
Итак, братия и сестры! Нам нужно подражать святому пророку
Илии в любви к Богу и в ревности по вере. Конечно, такой
чистоты ума мы никогда не достигнем, и Илией мы не будем,
но подражание добродетели уже является залогом нашего
нравственного совершенства и спасения.
Аминь.
|