Новый Завет
(Евангелие, Благая весть) состоит
в тесной связи с ветхозаветным
откровением, продолжает и заканчивает собой
историю вечного общения Бога с человеком.
Перед тем временем, когда в стране
Иудейской от Пресвятой Девы Марии
воплотился Сам Бог, на земле кроме иудеев
не было других народов, которым было бы открыто
постижение Единого Бога. В мире царило
или идолопоклонство, или безверие,
соединенное с суеверием. Но уже пробуждалось
стремление познать Истину, познать
Всевышнего. И вот на разные лады
появляются толкования мудрецов и
философов, пытающихся постичь Творца,
разъяснить тайну смысла и целей Его
творения. Некоторые из них доходят до смутного
понимания или, вернее, предчувствия
истины, но, блуждая во мраке, не могут достигнуть
того, что недоступно уму
человеческому — самому по себе, не
озаренному откровением свыше…
Лучами этого откровения Богу угодно было
осенить лишь избранный народ Свой —
иудеев, ради великих душ, бывших в
нем, могущих и достойных вместить то, что было
невместимо для человеческого ума,
искавшего разгадки истины посредством
собственных ограниченных человеческих
измышлений.
И вел Господь Свой избранный народ
тяжким путем; путем испытаний и наказаний напоминал
Он им о Себе, поддерживая в нем сознание
зависимости от Него, необходимости подчиняться
Ему и пребывать в единении с Ним, а
вместе с тем укрепляя и утешая его
Божественными обетованиями.
Наконец достигнуты цели тяжкого, но исправительного
и подготовительного пути; наступила «полнота
времен», блеснул небесный луч и озарил
Восток, откуда и полился свет на весь
мир и на вечные времена.
Предшественником же ему явился тот, о
котором позже Сам Христос сказал: «Истинно
говорю вам: из рожденных женами не
восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.
11, 11), так как Иоанн, величайший из людей,
проповедовал очистительное покаяние, которым
приготовил мир восприять Высший
Свет, недоступный для неочистившейся души, и
был, таким образом, Иоанн Креститель венцом
откровений Ветхого Завета и началом
новозаветных откровений.
Вот обстоятельства рождения Предтечи
Христова.
За много лет до рождения Иоанна Крестителя прозрело уже о
нем сердце другого бывшего у иудеев пророка
— Малахии, которому возвещено было Духом
Святым: «Вот, Я посылаю Ангела
Моего, и он приготовит путь предо Мною»
(Мал. 3, 1). А самое рождение Иоанна Крестителя было
предварено явлением Ангела священнику
Захарии, отцу Предтечи, когда он, живший
во время царя Ирода, «в порядке
своей чреды служил пред Богом в храме
Господнем, а все множество народа
молилось вне во время каждения».
Когда же при виде Ангела смутился Захария и страх
напал на него, то сказал ему Ангел: «Не бойся,
Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена
твоя Елисавета родит тебе сына, и
наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и
веселие, и многие о рождении его возрадуются,
ибо он будет велик пред Господом; не будет
пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится
еще от чрева матери своей; и многих из
сынов Израилевых обратит к Господу Богу
их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы
возвратить сердца отцов детям, и
непокоривым образ мыслей праведников,
дабы представить Господу народ
приготовленный».
В недоумении и с невольным сомнением
внимал Захария словам Ангела, так как он и
жена его были уже в летах преклонных и не имели
детей, и это было причиной их постоянной скорби, так как
неимение детей, лишая надежды быть прародителями
обещанного Спасителя, почиталось наказанием Божиим и было
позорно в глазах людей.
«И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это?
ибо я стар, и жена моя в летах преклонных».
Ангел же отвечал ему: «Я Гавриил,
предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и
благовестить тебе сие; и вот, ты будешь
молчать и не будешь иметь возможности говорить
до того дня, как это сбудется, за то, что ты не
поверил словам моим, которые сбудутся в
свое время».
«Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что
он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог
говорить; и они поняли, что он видел
видение в храме; и он объяснялся с ними
знаками, и оставался нем. А когда окончились дни
службы его, возвратился в дом
свой», где и проживал уединенно с женой
своей Елисаветой в
благоговейном ожидании исполнения обещанного им
Архангелом Гавриилом. (Лк. 1, 8, 10,
12–23)
«В шестой же месяц после этого снова
послан был Ангел Гавриил от Бога» —
на этот раз, чтобы возвестить об исполнении
обетования, которого ждало и жаждало изнемогающее
в немощи душевной и беспомощности своей
человечество. Является посланник Божий,
чтобы возвестить о великой тайне
воплощения Бога Слова от Девы. Но уже не
в славный город Давидов, а в
бедный, мало известный Назарет, городок
Галилейский, является Ангел со своим
благовестием. «В малом Назарете
восхотел Господь иметь Пречистую Себе
Матерь, — размышляет по поводу этого события
святитель Димитрий Ростовский, — и
в малом городе Назарете избирает Себе в сем
мире последнейшее место и смиряется даже ”до рабия
зрака”. Малый город был Назарет, но такой
великой благодати сподобился, какой не
удостаивались все прочие израильские
великие до небес возносящиеся грады! В
Назарете малом обитала высшая всех
святых Ангелов Дева; туда
Гавриил посылается, там Дух Святый
Ее осеняет, там Бог Слово воплощается,
ибо где смирение, там и слава Божия воссияет.
Гордые враждебны Христу, смиренные же приятны
Ему».
Итак, «с небесных кругов слетев»,
Гавриил посылается «к Деве,
обрученной мужу, именем Иосифу, из дома
Давидова; имя же Деве: Мария».
«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся,
Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты
между женами. Она же, увидев его,
смутилась от слов его и размышляла, что бы
это было за приветствие. И сказал Ей
Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и
вот, родишь Сына, и наречешь имя Ему: Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном
Всевышнего, и даст Ему Господь Бог
престол Давида, отца Его; и будет
царствовать над домом Иакова во
веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я
мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ:
Дух Святый найдет на Тебя, и сила
Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое
Святое наречется Сыном Божиим».
Тогда, постигнув волю Божию о Ней и несомненно
и всецело предавая Себя ей, «Мария
сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по
слову твоему. И отошел от Нее Ангел».
«Встав же Мария во дни сии, с
поспешностью пошла в нагорную страну, в
город Иудин, и вошла в дом Захарии,
и приветствовала
Елисавету, родственницу Свою.
Когда Елисавета услышала
приветствие Марии, то исполнилась
Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и
сказала: благословенна Ты между женами, и
благословен плод чрева Твоего! И откуда
это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? И
блаженна Уверовавшая, потому что
совершится сказанное Ей от Господа.
И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и
возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо
отныне будут ублажать Меня все роды; что
сотворил Мне величие Сильный, и свято
имя Его; явил силу мышцы Своей; рассеял
надменных помышлениями сердца их; низложил сильных
с престолов, и вознес смиренных; алчущих
исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
воспринял Израиля, отрока Своего,
воспомянув милость, как говорил отцам
нашим, к Аврааму и семени его до века».
И пробыла Мария в доме Захарии и
Елисаветы «около трех месяцев, и
возвратилась в дом
свой». (Лк. 1, 26–35,
38–55)
Между тем наступило время исполниться и предсказанию
Архангела Гавриила Захарии: у жены его
Елисаветы родился сын. «И услышали соседи
и родственники ее, что возвеличил
Господь милость Свою над нею, и
радовались с нею. В восьмой день пришли
обрезать младенца и хотели назвать его,
по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала:
нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей:
никого нет в родстве твоем, кто
назывался бы сим именем. И спрашивали знаками
у отца его, как бы он хотел назвать его. Он
потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И
все удивились. И тотчас разрешились уста его и
язык его, и он стал говорить, благословляя
Бога.
И был страх на всех живущих вокруг них;
и рассказывали обо всем этом по всей
нагорной стране Иудейской. Все слышавшие
положили это на сердце своем и говорили:
что будет младенец сей?
И рука Господня была с ним. И Захария, отец его,
исполнился Святаго Духа и
пророчествовал, говоря:
благословен Господь Бог Израилев, что
посетил народ Свой и сотворил избавление
ему, и воздвиг рог спасения в дому
Давида, отрока Своего, как
возвестил устами бывших от века
святых пророков Своих, что спасет нас от
врагов наших и от руки всех
ненавидящих нас; сотворит милость с отцами
нашими и помянет святой завет Свой,
клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу
нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки
врагов наших, служить Ему в
святости и правде пред Ним, во все
дни жизни нашей.
И ты, младенец, наречешься пророком
Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем
Господа приготовить пути Ему, дать
уразуметь народу Его спасение в прощении
грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего,
которым посетил нас Восток свыше,
просветить сидящих во тьме и тени смертной,
направить ноги наши на путь мира. Младенец же
возрастал и укреплялся духом». (Лк.
1, 58–80)
|