В
Челябинской области находится самый большой в мире рисунок, который
создан людьми на поверхности Земли. И это уже доказанный учеными факт. В
саткинском районе, недалеко от озера Зюраткуль размером 250 на 250
метров раскинулось гигантское рукотворное изображение Лося. Общая
протяженность линий этого «портрета» составляет… 2 километра.
Называются подобные макрокартины Геоглифами. А самые популярные из них
находятся в пустыне Наска, что в Перу. Изображения Паука, Обезьяны и
Кондора - можно увидеть только с высоты птичьего полета. Известен миру
также 110-метровый рисунок древней лошади в Англии.
Однако наземных «картин» такого размера, как наш южноуральский Лось – в
мире еще не находили. Дополнительную сенсационность открытию добавляет
то, что по предварительным данным этот геоглиф еще и самый древний на
планете (VI-I тысячелетие до н.э.). Правда природа за долгие века
потрепала наше изображение чуть больше, чем его зарубежных собратьев.
Если перуанскию макроэтюды видны совершенно четко, то «картина» Лося
поросла деревьями, а некоторые черты ее стерлись.
Вообще,
обнаружили странные линии уже давно, однако что они означают –
разъяснить никому не удалось. На помощь пришел научно-технический
прогресс. Несколько лет назад, изучая снимки саткинского района со
спутника – ученый Александр Шестаков заметил, что «неестественные»
контуры складываются в общую картину зверя. По хорошо сохранившейся
нижней части рисунка – можно было предположить сразу, что это
парнокопытное животное. Однако понадобилось еще некоторое время, чтобы
свести все данные воедино и определить, что на земляном холсте изображен
именно Лось.
Впрочем, утверждать со стопроцентной уверенностью, что эти линии дело
рук человека было еще рано. Природа, как мы знаем, может выкинуть и не
такие фокусы. Однако раскопки, проведенные в 2011 году, подтвердили
теорию. На Зюраткуле находится рукотворный Геоглиф. Оказалось, что под
слоем Земли линии рисунка аккуратно выложены из… камня.
Вот так.
В данный момент решается как именно «возродить» портрет животного
целиком. Высказывается, например, идея - раскопать доистоические линии. И
тогда геоглиф предстанет перед туристами, практически в первозданном
виде. Однако существует риск того, что люди со временем попросту
растащат всю композицию по частям. Второй вариант либеральнее: запустить
по контуру рисунка туристическую тропу. Так приезжие гости смогут, с
одной стороны, оценить все величие картины, пройдя ее целиком, а с
другой «протоптать» контур...
Зачем нашим дальним предкам нужно было создавать такие полотнища - до
сих пор загадка. Ведь на один такой рисунок надо было потратить огромное
количество времени и сил… Версий на этот выдвигается масса. Кто-то
считает, что это гигантские древние календари, кто-то называет геоглифы
посадочными площадками для инопланетян или даже иноземным творчеством…
Более реалистичной кажется версия, что это один из самых необычных
видов поклонения древним божествам. Жившие здесь когда-то финно-угорские
племена считали лося сакральным животным и, «в благодарность», создали
его гигантский портрет.
К тому же южноуральский геоглиф поразительно похож на созвездие Лося, которое было отмечено на древних звездных картах.
Не исключено, кстати, что в скором времени эта невероятно огромная
картина может стать главной достопримечательностью Южного Урала.
Дополнительные интересности: 1) Люди создают геоглифы по сей день.
Особо отличаются все те же пераунцы. Но сейчас это в основном тексты
различного содержания — от лозунга «Да здравствует Перу!», до
избирательных призывов и рекламы. Видимо, у граждан этой южноамерканской
страны делать геоглифы уже стало генетической привычкой) 2) Ноги
южноуральского Лося ориентированы к вершине хребта Зюраткуль, а спина и
рога – к одноименному озеру. Кстати, увидеть наш Геоглиф, в отличии от
перуанских, можно не только с вертолета или самолета. Спасибо Уральским
горам за это. С хребта можно разглядеть часть великого рисунка.
Так Геоглиф выглядит сейчас:
Вид с хребта Зюраткуль:
Так выглядит каменный контур южноуральского Геоглифа:
А вот это родственник зюраткульского Лося - паук в пустыне Наска.
Антон Первухин
|