Речь социолога и геополитолога Збигнева Бжезинского, произнесенная в Нормандии на церемонии получения премии Алексиса Токвиля 14.10.2011. Премия вручалась председателем жюри Валери Ж. д’Эстеном, бывшим президентом Франции.
1. Краткое содержание речи
Бжезинский начал свое выступление, упомянув французского историка, политического деятеля и социолога 19 века Алексиса Токвиля, автора работы «О демократии в Америке». Как утверждает Бжезинский, для понимания Америки необходимо знать Токвиля, уже 175 лет назад предвидевшего потенциальные угрозы для общества США. Нобелевский лауреат Джозеф Стиглица утверждает, что Токвиль открыл источник самобытной гениальности американского общества, получившей название «правильно понятого эгоизма». Под этим подразумевается способность ранних американцев учитывать эгоизм других. Они понимали, что уважение к общему благу ведет к личному благополучию каждого.
Современная Америка стала страной разительных социальных контрастов. 1% супербогатого меньшинства, часть которого составляют политики и государственные деятели, владеет примерно 35% национальных богатств, а 90% стоящего рангом ниже большинства – лишь 25%. Помимо того, будучи сверхдержавой, США с трудом справляется с глобальными геополитическими и социально-экономическими изменениями. Спекуляции в финансовой сфере, практически не связанной с введением новых форм работы и технических инноваций, порождают богатства беспрецедентного масштаба. Перемещение рабочей силы и распределение инвестиций диктуется не национальным интересом, а, чаще всего, меркантильным эгоизмом.
Основная сила концентрируется в руках нескольких государств. И если Запад из-за разрозненности находится в упадке, то мощь Востока на фоне назревающих конфликтов и соперничества между основными государствами возрастает. Растет видимая глубокая пропасть между социально-экономической и политической сферами. Современные тенденции массового политического пробуждения создают условия для протестов против богачей и привилегированных политиков, влияя на мнение безработной молодёжи развивающихся стран и политически активных студентов развитых стран.
В силу социально-политических особенностей общества, которые описывал Токвиль, Америке трудно принять вызов. Следствием общественной невежественности становится снижение качества политического руководства. Токвиль отмечает, что, помимо Америки, ему не известна другая страна с меньшей независимостью мышления и действительной свободой дебатов. Он отмечает присутствие в национальном американском характере ряда неприятных моментов, таких как деспотизм и невежественность сообщества. Именно они не дают американскому обществу пойти на краткосрочные справедливо распределенные социальные жертвы в обмен на стабильное, долгосрочное восстановление благосостояния страны.
Применить политическое «лекарство», необходимое Америке, мешает эгоизм и узость партий. Это явление было подмечено Токвилем в 1935 году и названо «малыми партиями». Обуздать финансовые спекуляции с волной социально-экономических последствий способна немедленная организация жесткого национального и международного политического надзора.
Для США Бжезинский видит будущее в обновлении понятия «атлантическое сообщество». В краткосрочной перспективе проект «атлантическое сообщество» включает Америку и ЕС, а в более долгосрочной (следующие 2-3 десятилетия) – Турцию и Россию.
По словам Бжезинского, сегодня ясно, что судьба России не в том, чтобы держать под контролем «половину мира». Перед Россией стоит задача выжить в условиях уменьшения численности населения и экономического застоя на фоне растущего Востока и дезориентированного, но по-прежнему богатого Запада. По этой причине западная политика, поощряющая сближение Украины и ЕС, призвана стимулировать Россию сблизиться с Западом. «Это не может случиться при президенте Путине, но внутренние предпосылки для демократической эволюции в России растут и, с моей точки зрения, в конечном счете, перевесят. Русские сегодня так открыты миру, как никогда ранее».
Расширение и оживление атлантического сообщества, по мнению Бжезинского, также тесно связано с Турцией в силу трех причин: - очевидной совместимости тенденций демократизации и модернизации с Исламом; - желания безопасности и мирного сосуществования с ближневосточными соседями;
- надежды со стороны Запада на то, что прозападной Турции удастся расшатать прочные позиции исламского экстремизма и сделать центральноазиатский регион стабильнее.
Для Европы может быть важной роль Америке в качестве посредника, созидающего новый Восток, привлекающего Японию и Китай к активным глобальным ролям и сглаживающего конфликты между ними.
Завершая речь, Бжезинский отметил, что глобальная роль США в 21 веке зависит от того, сможет ли американское сообщество оправдать ожидания Токвиля. Источник
2. Краткий анализ
Анализируя подходы и идеи, высказываемые Бжезинским, нужно осознавать, что он в немалой степени не только озвучивает, но и формирует геостратегические и геополитические тенденции. В такой ситуации идеи Бжезинского и рассуждения о возможности реализации предлагаемого видения мира, способны спровоцировать активность. А она, в конечном счете, приблизит претворение данных идей в жизнь. Высказываемые идеи требуют осторожной оценки. Опыт последних десятилетий показывает, что политические сценарии, ранее оцениваемые как невозможные, воплощались в жизнь и становились реальностью. Поэтому стоит опираться не столько на опыт и знания экспертов, оценивающих краткосрочные перспективы, как на стратегическую интуицию и долгосрочные устоявшиеся тенденции. Бжезинский отмечает, что к двум явлениям современности – интернетизации и глобализации добавилось еще одно – дерегуляция (то есть частичная потеря западной политической элитой контроля над финансовой и социально-экономической сферами). Он признает, что в мире в целом и западном обществе в частности налицо образование резких социально-экономических контрастов и целых пропастей. Проблему Бжезинский видит в эгоизме и жадности политиков и сосредоточении национальных богатств в руках узкого круга людей. Это поставило мировую политическую систему на грань разрушения. Бжезинский видит выход в ряде радикальных мер, создании глобальной политической надстройки. Он предлагает сверхбогатой верхушке принять необходимость «революции сверху», задача которой – сформировать новую политическую элиту. Это поможет избежать революционной смены политической верхушки. Даже с осознанием всей серьезности вызова западной политической элите будет сложно отказаться от привычного мировоззрения. Но формулировка вызова с использованием понятий «жизнь» и «смерть», по мнению Бжезинского, должно встряхнуть и оживить ее. Перед лицом смертельной угрозы Западу предстоит ожить, пойти на объединение при безусловном доминировании Соединенных Штатов. Это позволит элите Запада стать единой и глобальной. Объединению должно способствовать придание глобального измерения принципу «правильно понятого эгоизма». Под этим подразумевается готовность новой политической элиты ограничить корыстный, узкий эгоизм общим благом и общественными интересами. Для постсоветской части Евразии также уготованы перемены. Трансформация атлантического сообщества в глобальную силу не обойдется без геополитического «переформатирования» Турции и России. Бжезинский видит Россию частью нового атлантического сообщества, стать которой она может, пожертвовав самостоятельной геополитической ролью, амбициями и судьбой. Турция, сблизившись с Западом, может расширить сферу влияния во всем ближневосточном и центрально азиатском регионе, в том числе и путем ограничения сферы влияния России. Такая игра не нова. Уже несколько веков баланс и равновесие Европы поддерживается путем вовлечения в европейскую политику двух неевропейских стран. В 21 веке традиционную роль Западной Европы играет возглавляемое США атлантическое сообщество, а баланс обеспечивается за счет Турции, России и, возможно Индии с Китаем. Даже беглый взгляд на политическое поле России выявляет на нем политические силы и политиков, готовых принять такое будущее страны. И приглашение Збигнева Бжезинского на «Мировой Политический Форум», проходивший в Ярославле в 2011 году, служит тому подтверждением. Но озвученный Путиным проект «Евразийский союз», который стал неожиданностью для Запада, открывает и другое видение будущего России и Евразии. По мнению Бзежинского, важнейшие составляющие для сохранения России как сильного геополитического центра – это Украина и наличие единого российского лидера, способного возглавить и направить процесс возрождения геополитической мощи России. Присутствие Путина, являющегося лидером, согласно Бжезинскому, делает воплощение первого сценария будущего России невозможным. Остается открытым вопрос жизнеспособности третьего сценария, по которому Турция и Россия формируют союз. Единственный факт, не вызывающий сомнения в любом из сценариев, – это взаимозависимость и тесная связь России и Запада. Оба этих геополитических центра, переживая кризис, нуждаются в трансформации. И если ранее это не подразумевало окончательную победу, то в 21 веке неизбежен «конец истории» для одного из этих центов – России или Запада. Такой взгляд на происходящее, согласно Бжезинскому, позволит западным элитам придти к соглашению. Новое рождение Запада, по-видимому, произойдет через Россию и за ее счет. Каким будет ответ России на такой вызов – покажет ближайшее будущее. Оригинал anvictory.org при полном или частичном копировании активная ссылка обязательна.
|