Здесь будут размещаться Бонусы рублевые, долларовые и др. Перемещен раздел для более легкого размещения бонусов и возможности писать посетителям отзывы
Главная » 2011»Ноябрь»4 » Нормы этикета выше христианской совести: митрополит Иларион (Алфеев) разъяснил ситуацию с лобзанием православными священнослужителями руки Р
16:23
Нормы этикета выше христианской совести: митрополит Иларион (Алфеев) разъяснил ситуацию с лобзанием православными священнослужителями руки Р
29 сентября 2011 года состоялась встреча
председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона с папой Римским
Бенедиктом XVI. Встреча прошла в летней резиденции Римских понтификов в
Кастель Гандольфо. В ходе беседы был обсужден широкий круг вопросов,
касающихся двусторонних отношений Римско-Католической Церкви и
Московского Патриархата. После встречи, проходившей один на один,
председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
представил папе Бенедикту XVI сопровождающих его лиц, в их числе –
секретарь ОВЦС по межхристианским связям протоиерей Димитрий Сизоненко,
настоятель ставропигиального прихода святой великомученицы Екатерины в
Риме иеромонах Антоний (Севрюк), клирик Екатерининского храма протоиерей
Игорь Выжанов, референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин) и
другие члены делегации. В интернете появился видеосюжет,
запечатлевший встречу делегации Отдела внешних церковных связей во главе
с митрополитом Иларионом (Алфеевым) с папой Римским Бенедиктом XVI.
В
ходе этой встречи православные священники целуют руку главе
Католической церкви и принимают от него благословение, а один из них
даже просит папу: Bless me, please («Благословите меня, пожалуйста»).
Данный видеосюжет вызвал немалый соблазн и недоумение у многих
православных людей в связи с поведением православных священнослужителей
из ОВЦС на приеме у Римского понтифика. На видеоролике видно, как сначала руку папе целует православный священник, которого митрополит Иларион представляет как «отец Димитрий Сизоненко, секретарь по межхристианским отношениям в нашем департаменте по церковным отношениям» (имеется ввиду ОВЦС – прим. БО). Этот о.Дмитрий говорит папе: «Bless me, please» – Благословите меня, пожалуйста. Далее второй отец из православных подходит и тоже целует руку папе. Митрополит Иларион говорит: – Это
отец Энтони, он – новый настоятель храма св. Екатерины в Риме. Он был
личным секретарем патриарха Кирилла в течение четырех лет. – Этот Энтони (Антоний по-нашему) говорит папе: – Если однажды Вы сможете посетить нас, то это будет для нас огромная честь. – Снова благодарит папу и целует папе руку.
Эту
ситуацию разъяснил в программе «Церковь и мир» телеканала «Россия 24»
от 22 октября сам председатель Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата Его Высокопреосвященство митрополит Иларион (Алфеев). По его словам, «в Ватикане существует определенный этикет,
согласно которому те, кто посещают папу, целуют ему руку. Такой этикет
существует и при многих других монарших дворах. Не надо забывать о том,
что папа Римский является помимо того, что он глава Католической церкви,
он ещё и монарх в своем государстве. Когда я его посещал, то члены
сопровождающей меня делегации, – там были и священники и миряне, –
спрашивали, как себя вести. Я это оставил на их усмотрение».
От редакции:
Православный христианин в своих делах, словах и мыслях должен, прежде
всего, руководствоваться Священным Писанием и Священным Преданием.
Разумеется, православные в мiре сем живут в окружении как инославных,
так и иноверных, причем те и другие имеют свои устоявшиеся нравы и
правила поведения, из которых складывается этикет. Нормы этикета могут и
противоречить православной вере и благочестию, а посему не могут быть
самодовлеющими для православного христианина. Говоря конкретнее,
православный христианин должен отдавать себе отчет, не нанесет ли
формальное следование нормам этикета урон его исповеданию и не станет ли
соблазном для собратьев во Христе. Так это было испокон веков.
Например, святой благоверный князь Михаил Черниговский и его боярин
Феодор прекрасно знали, как осуществляются официальные приемы у
золотоордынского хана. Этикет требовал прохождения гостей через огонь
(что знаменовало собой почитание этой неукротимой стихии и, скорее
всего, было заимствовано из персидских культов), а также поклонение
некоему изваянию. Святые мученики Михаил и Феодор были поставлены перед
выбором: соблюсти этикет и тем самым отречься от Христа или соблюсти
благочестие и тем самым вызвать гнев хана. Святые мученики выбрали
второе, несмотря на то что хан был монархом, – и за это удостоились царствования на Небесах, т.е. истинного монаршества. В
Ватикане до недавнего времени тоже существовал своеобразный этикет.
Лица, приглашенные к папе или просившие у него аудиенции, должны были
припасть к его ногам и поцеловать его туфлю. Но так как этикет был
нарочито одиозным (ведь папу посещали и высокие сановники и
мусульманского мiра, которые, разумеется, этому не следовали), то от
него мало-помалу пришлось отказаться. Целование папской руки и
испрашивание у него благословения является суррогатом отмершей нормы, а
значит – не несет в себе никакого обязательного характера даже для
светских лиц, а уж тем более для православного духовенства. Кстати
сказать, ни Президент, ни глава Правительства, ни Министр иностранных
дел Российской федерации (а уж последний в силу своей должности и
статуса прекрасно знаком со всеми тонкостями дипломатического этикета)
при посещеннии в Ватикане Римского папы не лобызали папскую руку и не
боялись тем самым нарушить «этикет». Ведь для Священного Предания
Русской Православной Церкви Римо-католицизм – это нечестие, т.е. ересь
(как, например, это следует из службы священномученику Патриарху
Ермогену). А в нечестии отсутствует благодать как таковая, и никакой
понтифик не способен ее преподать. Неужели православные священники из
ОВЦС этого не знают? А если знают, – то зачем же они подходили к
Римскому папе за мнимым «благословением»? Послужить суррогату? Ведь сам
митрополит Иларион проговорился, что это оставляется на усмотрение
членов сопровождающей его делегации. Значит, это вовсе не обязательный
этикет, а изволение совести этих священников, которые этим поступком уже растоптали свой авторитет. Но как это чуждо заветам тех святых, которые приняли и соблюли Православную Веру! В
заключение приведем 32-е правило Лаодикийского Собора: «Не подобает от
еретиков принимати благословения, которыя суть суесловия паче, нежели
благословения».