Вопрос:
Поминовение усопших – родительские субботы (Вселенская, 2-3-4
седмиц св.Четыредесятницы, Троицкая, Дмитриевская). Почему именно по
субботним дням? Каковы исторические корни этой традиции? Ведь она не
имеет одновременного установления?
Владимир
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в
оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и
созидал» (Быт.2:3). У евреев суббота (шаббат)
была днем праздничного покоя. Воскресение Христово
положило начало новому Израилю – «род
избранный, царственное священство, народ святой, люди,
взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас
из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Седьмым
праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал
день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день
молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого
отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом
радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для
народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в
покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от
Своих» (Евр.4:9-10). Отсюда обычай, закрепленный
уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в
субботу.
Установление Вселенской родительской мясопустной субботы
восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот
день (Триодь постная) говорится, что святые отцы
узаконили, от священных апостолов приемше, творить
в сей день память всех от века благочестно скончавшихся
человеков. День этот выбран потому, что мясопустная
неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого
дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь
усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя
Господа явить им милость и сделать участниками вечной
блаженной жизни.
Как и мясопустная, родительская суббота перед днем
Пресвятой Троицы, называется вселенской. Обычай
совершать поминовение в этот день также восходит к
апостольскому веку. Именно в эту субботу возносится
молитва за всех людей, от века усопших в надежде
воскресения и жизни вечной, потому что в день
Пятидесятницы сошествием Животворящего Пресвятого Духа во
всей силе явилось Царство Христово. Поэтому Церковь
накануне этого праздника молится о всех прежде усопших
своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и
сподобились вечной благодатной жизни.
В продолжение Великого поста Церковь не совершает обычных
ежедневных поминовений (панихид, литий). Для восполнения
этого, чтобы умершие не лишились спасительного
предстательства Церкви, установлено совершать поминовения
в субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого
поста.
Димитриевская родительская суббота совершается в ближайший
день перед днем памяти св. великомученика Димитрия
Солунского (26 октября / 8 ноября (н.с.)). Установлена она
после битвы на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) по
благословению преподобного Сергия Радонежского.
Первоначально поминовение совершалось по всем воинам,
павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота
стала днем заупокойного поминовения всех усопших
православных христиан.
|