Рождество Христово
Господь
наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в
царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август
повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой
относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные
переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои
определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева
и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова![Житие.. Святой царь и пророк Давид.](http://days.pravoslavie.ru/cmn/L.gif) ,
должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в
список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли уже ни одного
свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере,
предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма
и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих
людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного
величия, но даже обыкновенного удобства - родился Богочеловек,
Спаситель мира. "Таинство странное вижду и преславное, - с удивлением
воспевает Святая Церковь, - Небо - вертеп; Престол Херувимский - Деву;
ясли - вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог" (ирмос 9-й
песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева,
Сама, без посторонней помощи, "повит Его и положи в яслех" (Лк. 2).
Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было
глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали
пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел
Господень и сказал: "Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию,
яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос
Господь, во граде Давидове", и смиренные пастыри первые удостоились
поклониться ради спасения людей Снисшедшему до "рабия зрака". Кроме
ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово
чудесною звездою возвещено было волхвам "звездословцам", и в лице
восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого -
преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком.
Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы - "падше поклонишася Ему, и
отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну" (Мф. 2, 11).
В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа
установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам
Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: Прп. Иоанн Дамаскин
"Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова,
которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца" (от марта). Там
же, в другом месте сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в
оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии
Девы на спасение миру". Во II столетии на день Рождества Христова 25
декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о
празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский ,
назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно,
что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские
христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000![Сведения.. Святые 20000 мучеников: Гликерий, Зинон, Феофил, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Индис, Горгоний, Петр, Евфимий, Секунд, Никострат, Агафия, Домна, Феофила, Антония и иные](http://days.pravoslavie.ru/cmn/L.gif) .
В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу
вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник
Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть
это из поучений святого Ефрема Сирина![Житие.. Преподобный Ефрем Сирин.](http://days.pravoslavie.ru/cmn/L.gif) ![Икона. Преподобный Ефрем Сирин](http://days.pravoslavie.ru/cmn/I.gif) , святителей Василия Великого![Житие.. Святитель Василий Великий.](http://days.pravoslavie.ru/cmn/L.gif) ![Икона. Святитель Василий Великий](http://days.pravoslavie.ru/cmn/I.gif) ![Молитвы](http://days.pravoslavie.ru/cmn/T.gif) , Григория Богослова![Житие.. Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский.](http://days.pravoslavie.ru/cmn/L.gif) ![Икона. Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский](http://days.pravoslavie.ru/cmn/I.gif) ![Молитвы](http://days.pravoslavie.ru/cmn/T.gif) , святителя Григория Нисского![Житие.. Святитель Григорий, епископ Нисский](http://days.pravoslavie.ru/cmn/L.gif) , святителей Амвросия![Житие.. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский.](http://days.pravoslavie.ru/cmn/L.gif) ![Икона. Святитель Амвросий Медиоланский](http://days.pravoslavie.ru/cmn/I.gif) , Иоанна Златоуста![Житие.. Святитель Иоанн Златоуст.](http://days.pravoslavie.ru/cmn/L.gif) ![Икона. Святитель Иоанн Златоуст](http://days.pravoslavie.ru/cmn/I.gif) ![Молитвы](http://days.pravoslavie.ru/cmn/T.gif)
и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель
Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет
праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на
месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа,
равноапостольная царица Елена![Житие.. Равноапостольная царица Елена](http://days.pravoslavie.ru/cmn/L.gif) ![Икона. Равноапостольная царица Елена](http://days.pravoslavie.ru/cmn/I.gif)
соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын.
В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана - в 535,
излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом
смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории
говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать
Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий![Житие.. Святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский](http://days.pravoslavie.ru/cmn/L.gif) , патриарх Константинопольский, в VII - Софроний![Житие.. Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский](http://days.pravoslavie.ru/cmn/L.gif) и Андрей Иерусалимские, в VIII - святые Иоанн Дамаскин![Житие.. Преподобный Иоанн Дамаскин](http://days.pravoslavie.ru/cmn/L.gif) ![Икона. Иоанн Дамаскин](http://days.pravoslavie.ru/cmn/I.gif) ![Молитвы](http://days.pravoslavie.ru/cmn/T.gif) , Косма Маиумский![Житие.. Преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов](http://days.pravoslavie.ru/cmn/L.gif) и Герман, Патриарх Цареградский![Житие.. Святитель Герман, Патриарх Константинопольский](http://days.pravoslavie.ru/cmn/L.gif) , в IX - преподобная Кассия
и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества
Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для
прославления светло празднуемого события. Лука Евангелист
Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу
христианского Богослужения, в некоторых местах Востока - Церквах
Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской - праздник
Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим
именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос
крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов
святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество
Христово говорит: "не тот день, в который родился Христос, называется
Богоявлением, но тот, в который Он крестился". К такому мнению могли
подать повод слова евангелиста Луки![Житие.. Апостол и евангелист Лука](http://days.pravoslavie.ru/cmn/L.gif) ![Икона. Лука Евангелист](http://days.pravoslavie.ru/cmn/I.gif) ![Молитвы](http://days.pravoslavie.ru/cmn/T.gif) , который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда "бе Иисус лет яко тридесять" (Лк. 3, 23).
Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых
Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных - до V или даже
до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества
Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное
сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует
сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно
поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в
самые праздники совершенно одинаков. Рождество Христово
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим
двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством
Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим,
всерадостнеишим и чудесным. "Се благовествую вам, - сказал Ангел
вифлеемским пастырям, - радость велию, яже будет всем людем. Яко родися
вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам
знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу
бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих:
слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси
слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и
сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и
видеша" (Лк. 2, 10 - 20).
Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное,
сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для
всех людей, "яко родися Спас", Ангельским славословием родившемуся
Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением
многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою
Его от пастырей.
Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих
Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим,
всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для
прочих праздников. |