Здесь будут размещаться Бонусы рублевые, долларовые и др. Перемещен раздел для более легкого размещения бонусов и возможности писать посетителям отзывы
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Гал. 4, 4-7; Мф. 2, 1-12).
Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества
Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для
того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост -
некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы
исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы
предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но
исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше
в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто
веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося
Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему
достойные дней этих занятия: "Христос рождается - славите" и проч.
Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились
душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и
занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то, что
составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или
слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души
воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! - этого и
довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же,
небеса и войдет к Самому Богу. Воспроизведите немного пояснее то, что
совершено для нас Господом - и вы увидите, как естественно ныне нам
такое воззвание. Чтоб это было для нас легче, приравняем к этому
следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь
обещал свободу. . . Ждет заключенный день - другой, ждет месяцы и годы.
. . не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову.
Наконец, показались признаки, что скоро-скоро, внимание его
напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором: вот
спадают запоры и входит избавитель. . . Слава Тебе, Господи! восклицает
невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий!
Другой случай: больной покрытый ранами и расслабленный всеми членами,
переиспытал все лекарства, и много переменил врачей; терпение его
истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят:
есть еще искуснейший врач всех вылечивает и именно от таких болезней,
как твоя; мы просили его - обещал прийти. Больной верит, возникает к
надежде и ждет обещанного. . . Проходит час, другой, более -
беспокойство снова начинает точить душу его. . . Уже под вечер кто-то
подъехал. . . идет. . . отворилась дверь, и входит желанный . . . Слава
Тебе, Господи! вскрикивает больной. Вот и еще случай: нависла грозная
туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии
прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал
конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий,
свободно вздыхая, говорит; Слава Тебе, Господи! Приблизьте эти случаи к
себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия
была над нами, - пришел Господь - примиритель и разогнал эту тучу. Мы
были покрыты ранами грехов и страстей - пришел врач душ и исцелил нас.
. . Были мы в узах рабства - пришел освободитель и разрешил узы наши. .
. Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и
вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился
Христос! Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это
недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное родившимся Господом,
касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него
свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того.
Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: "радуйтесь",
потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают,
что и говорить: "радуйтесь"; они не могут радоваться. Связанный по
рукам и по ногам, сколько ни говори ему: "радуйся избавлению" - не
возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания?
Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно
только сказать: "пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и
ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец -
Христос Спас мира". Желалось бы всех видеть радующимися именно этою
радостью и нехотящим знать других радостей, но не все сущие от Израиля
- Израиль. Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие
похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько
ни говори: "укротитесь", они затыкают уши свои и не внемлют - и всегда
доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа
отвратить очи Свои от нас и сказать: "мерзость Мне все эти празднества
ваши"! И действительно, многие из наших увеселений общественных
воистину мерзость языческая, то есть, одни прямо перенесены к нам из
языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом
язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большем количестве в
дни Рождества м Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира - мучителю
своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: "что сделал Ты мне
рождеством Своим и воскресением? Все ко мне идут!" Но да проносятся
чаще в глубине сердца нашего слова 50-го псалма:
"Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем". .. Нас увлекает
просвещенная Европа. . . Да, там впервые восстановлены изгнанные было
из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам.
Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя
не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам
французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли.
Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал
уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а
если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь
таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь
исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто
увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело утверждаемое голосом
Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и ведая это,
веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник
святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас,
сказали: у них святки, а не буйные какие нибудь игрища нечестивцев и
развратников, не знающих Бога.