Роль
и место в системе национальной
безопасности
Безопасность является важнейшей
потребностью людей с момента зарождения
человечества. В Словаре русского языка
С.И. Ожегова понятие "безопасность”
трактуется как "положение, при котором
не угрожает опасность кому-либо или
чему-либо”.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. –
М.: "Русский язык”, 1975, с. 41.)
Понятие "безопасность” употребляется
применительно к очень многим процессам.
Оно носит конкретно-исторический
характер и тесно связано со всеми формами
жизнедеятельности, взаимодействующими
в системе "природа – человек – общество”.
Применительно к жизнедеятельности
человека безопасность может рассматриваться
в бытовой и социальной
сферах.
В бытовой сфере это понятие
раскрывает необходимость защиты чисто
физиологических потребностей человека,
заложенных в нем природой, и, в первую
очередь, конечно, потребности в
самосохранении, то есть сохранении себя
как биологического существа.
Несмотря на кажущуюся простоту ее
достижения, бытовая безопасность как
предмет изучения до сих пор содержит
ряд слабоизученных и нерешенных проблем
и потому достойна самостоятельного
рассмотрения в рамках специальных
исследований.
Настоящее учебное пособие
посвящено другой, а именно социальная
сфере жизнедеятельности человека. В
этой сфере безопасность человека
рассматривается с позиций существа,
постоянно нуждающегося в той или иной
форме общения и взаимодействия с себе
подобными существами, то есть с позиций
общественного существа. При
такой трактовке его жизнедеятельности
каждый конкретный человек представляется
личностью, то есть индивидуальным
носителем тех социально значимых черт,
которые характеризуют его одновременно
и как свободного и ответственного за
свои поступки субъекта сознательной
волевой деятельности, и как члена
совокупности себе подобных, то есть
общества.
С одной стороны, стремление к
безопасности явилось одной из главных
причин объединения людей в общество
(социум). С другой - проблема обеспечения
безопасности в социальной сфере могла
возникнуть и возникла только с зарождением
общества и стала практически разрешаться
с созданием государства. Поэтому
безопасность такого рода это не только
безопасность человека как общественного
существа, но и безопасность человеческого
общества в целом и всех созданных им
для этого институтов. Главным из таких
институтов является государство
как политическая организация
общества.
Таким образом, в обеспечении
безопасности человека в социальной
сфере сложилось некое иерархически
устойчивое триединство. Оно состоит
из:
личности,
испытывающей потребность в защите
своих интересов и с этой целью
объединившейся с такими же, как и она,
личностями в общество;
общества,
с одной стороны защищающего интересы
входящих в него личностей, а с другой
- имеющего собственные интересы, в
качестве которых выступают интегрированные
личностные интересы. Общество создало
особый орган - государство, которому
оно вместе со многими другими правами
передало и право на защиту своих
интересов, а отчасти и интересов
личности;
государства,
созданного обществом как совокупностью
личностей и призванного защищать
интересы личности и общества. Вместе
с тем, государство обладает способностью
самостоятельного воздействия на
личность и общество, имеет вследствие
этого свои собственные интересы и
защищает их в не меньшей степени, чем
интересы личности и общества.
В нашей стране представление о
триединстве основных объектов безопасности
в социальной сфере было юридически
закреплено в 1992 г. в Законе Российской
Федерации "О безопасности”. В этом
законе упомянутые объекты перечислены
именно в том порядке, в каком они
рассмотрены выше. К сожалению, в законе
не указан общий объект безопасности,
олицетворяющий упомянутое триединство.
Таким объектом, как нам представляется,
должна быть нация.
Ранее считалось, что нация как
исторически сложившаяся общность людей
обязательно моноэтнична. Нетрудно,
однако, убедиться в том, что никогда в
истории не было ни одной подлинно
моноэтнической нации. Любая нация всегда
полиэтнична. Причем многие из них даже
характеризуются отсутствием численно
преобладающего этноса. Поэтому категория
"нация” может рассматриваться
скорее как единство общества и
государства, чем как аналог категории
"народ”. Это особенно хорошо видно на
примере таких стран как Бельгия, Индия,
Иран, Швейцария. В этом единстве
цементирующим началом выступает
государство, без которого нации быть
не может.
Таким образом, безопасность
жизнедеятельности людей в социальной
сфере следует трактовать как национальную
безопасность. В соответствии с
методологическими принципами, заложенными
в уже упоминавшемся Законе РФ "О
безопасности” (ст. 1) под национальной
безопасностью следует понимать
защищенность жизненно важных интересов
личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз.
|