15 ноября — 24 декабря (28 ноября — 6 января
н. ст.)
|
Рождество Христово. Фреска храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь. |
Начинается Рождественский пост. Он
предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок
дней и называется также Филипповым постом, потому что
начинается после 27 ноября — дня памяти апостола
Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что
мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием,
молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и
телом могли благоговейно встретить явившегося в мир
Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв,
принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его
учению.
Правила воздержания, предписанные Церковью в
Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост.
Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное
масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду
и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба,
вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла
(сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг,
суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с
растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста
разрешается в субботние и воскресные дни и великие
праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой
Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых,
если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же
праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение
поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6
января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и
воскресенье рыба не благословляется.
Как проводить время постов
По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные
дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово
Божие свидетельствует, что пост... соделается для дома
Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но
посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В
праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и
святых за благодеяния, в посты — к примирению с
Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и
святых. Праздники располагают нас к духовной радости
надежде, посты — к сокрушению и слезам. В праздники,
сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу
обильнейшую, в посты — предписывает умеренное
употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а
постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время
употребления и качество постной пищи. Все строго
рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные
движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием
тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную
природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и
способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять
его требования.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время
постов — «все благочестиво постящиеся строго
должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть
воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды,
пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от
неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от
которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр,
коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по
различию святых постов».
Существует пять степеней строгости поста:
1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая
пища без масла; 4) горячая пища с маслом (растительным);
5) вкушение рыбы.
В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с
растительным маслом. В православных календарях
растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение
в определенные дни более строгой степени поста, чем
определено, нужно взять благословение у священника.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для
спасения души, даже наоборот, может быть и духовно
вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается
сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан
с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и
пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с
воздержанием от супружеской жизни, с исключением
увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра
телевизора. Пост не цель, а средство — средство
смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и
покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь
телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно:
«Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне,
разрешим всяк союз неправды», — заповедует
Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей
церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от
страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся
неядением: ибо — если пост не принесет тебе
исправления, то возненавидена будет от Бога, как
фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не
ядушим».
Как приучить себя к посту
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от
пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому
правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со
своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост
— аскетический подвиг, требующий подготовки и
постепенности. Необходимо входить в поствование
постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от
скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года.
Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста
и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или
расстраивают свое здоровье, или от голода делаются
нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на
все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают
его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным,
нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не
разом, а постепенно — мало-помалу. Каждый сам должен
определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития;
потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой
пищи и довести его до того, что больше уже нельзя
сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению,
изнурению, — неспособности к делу. Тут главное
правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца
ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост
должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему
о своем духовном и физическом состоянии и испросить
благословения на совершение поста.
|