Успение Богородицы
После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась
на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме
его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она
была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о
чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от
Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно
апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим
присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой
Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день
Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению
иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие
из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим,
чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян.
12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в
43 году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал
жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого
Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе
Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия
пророчески сказала: "Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и
Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица".
Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они
сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и
деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде. Успение Богоматери
По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия
Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107
г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении "О девственницах" писал
о Матери Божией: "Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна
сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива,
любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было
- никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не
завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить
добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда
была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным,
посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего
сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного
в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так
что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все
дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию
нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала,
повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение
предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила
только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и
являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для
Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она
блюла Сама". По преданию, сохраненному церковным историком Никифором
Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия "была роста среднего или, как иные
говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с
зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные,
нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не
круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы
длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась,
не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная,
простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности,
отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она
довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее
священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях
обнаруживалась особая благодать". (Никифор Каллист заимствовал свое
описание у святителя Епифания Кипрского, († 12 мая 403 г.); Письмо к
Феофилу об иконах. Перевод текста святителя Епифания помещен в Великих
Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).
Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от
времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик
Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении
Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа
Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает
святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх
Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии:
"Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины
Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания". Это
предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора
Каллиста в ХIV веке.
Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла
в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и
многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее
жизнь; но Бог хранил Ее от врагов. Успение Богоматери
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица
приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и
преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать
посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для
охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала
молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал
Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в
жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую
ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей
прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала
праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о
Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь
послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса,
поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы
Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес,
заключавший Ее молитву словом "Аминь". Божия Матерь заметила, что этот
голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных.
Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой
Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией.
Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно
спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн
Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией
Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они
увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия.
Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с
места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее
молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее
кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол
Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем,
Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал
Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и
благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она
призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в
проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и
молилась с ними о мире и благостоянии всего мира. Успение Пресвятой Богородицы
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери.
Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали
благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева
Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего
вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет
Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие
ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и
сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов,
Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и
пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына,
Божия Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух
Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея" - и,
поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь
приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания,
как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и
Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу
Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы
взывали: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в
женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию
премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное
человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную
честь воздати немощно" (стихира праздника на "Господи, воззвах").
Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы,
Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо
Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось
благоухание. Успение Божией Матери
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает
Святая Церковь: "Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса,
превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое
девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое" (канон 1, песнь 6,
тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы
освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для
большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия
исцеляла больных, с верою и любовию, прикасавшихся к священному одру.
Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к
погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с
другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором
возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской
светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр
со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное
шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию. Успение Богородицы
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми
провожавшими Ее внeзапно появился обширный и светозарный облачный круг,
наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский.
Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое
вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием
двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения.
Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием
погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери
Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и
мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг,
чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли.
Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но
облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и
как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но
никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой.
Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса
Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы,
но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу.
Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери
Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело
Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие
достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее
целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить
его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не
отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и
псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено
было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий
день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой
и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего
благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной
жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение -
поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в
нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в
дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления
себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с
вами - во все дни". Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними,
что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя
("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам".
(Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения
части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в
монастырях.)
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и
разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее
многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое
тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с
ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но
несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью
совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не
печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует,
убеждаясь в Ее предстательстве за мир.
Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной
Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский
сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас.
Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько
лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись
вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В
Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а
второе - в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для
почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в
Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.
Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С
самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и
устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены,
которыми были повито пречистое и благоухающее тело.
Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед
императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном
восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии
(† 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые
взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском
храме.
Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подземным храмом
Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой
колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов
этой церкви ныне не видно. В IХ веке близ подземного Гефсиманского
храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.
Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя святых мест
Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне,
произвели крестоносцы в 1130 году. В ХI-ХII веках исчезла из Иерусалима
часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его
предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике.
Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный
крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам
железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм,
надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой
стороне находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их
гробницей, а напротив, на левой стороне - часовня праведного Иосифа
Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной
Церкви, а левый - Армяно-Григорианской (с 1814 года).
Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 48 аршин, в
ширину 8 аршин. Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь храм
украшен множеством лампад и приношений. В усыпальницу Матери Божией
ведут два маленьких входа: входят западными дверьми, а выходят
северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами.
Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу
древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За
усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается
Божественная литургия на греческом языке.
Масличные деревья на восточной и северной сторонах храма в VII-VIII
веках приобрели православные у турок. Католики приобрели масличные
деревья на восточной и южной сторонах в 1803 году, а армяно-григориане
- на западной стороне в 1821 году.
12 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского
храма совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа
утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед
светлой плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть до
храма в Гефсимании, где находится святая гробница Матери Божией. Все
члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с начальником
Миссии ежегодно участвуют в перенесении святой плащаницы, называемом
"литанией". Успение Божией Матери
Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 14
августа. Множество народа во главе с архиереями и клириками
отправляются от Иерусалимской Патриархии (возле Храма Воскресения
Христова) в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная
процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону
Успения Пресвятой Богородицы. По дороге икону встречают богомольцы,
лобызают лик Пречистой и подносят к иконе детей разных возрастов. За
духовенством в два ряда шествуют чернецы - монахи и монахини Святого
Града: греки, румыны, арабы, русские. Шествие, продолжительностью около
двух часов, завершается параклисом в Гефсиманском храме. Перед
престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на
которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами
покоится плащаница Пресвятой Богородицы.
"О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси
гроб бывает..." - здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают
своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью:
"Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию
милость!"
Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой
Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней.
В день отдания праздника (23 августа) снова совершается торжественное
шествие. В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы
переносится духовенством во главе с настоятелем-архимандритом
Гефсимании. |