Практическая ценность Вед
Веды – это уникальная система мысли, претендующая на то, что все отрасли знания и всё разнообразие доступных ныне идеологий, произошли именно от Вед. Даже поверхностное знакомство с Ведами вынуждает признать такую претензию небезосновательной, – поскольку вряд ли найдётся какая-то другая система мысли, которая бы подобно Ведам включала в себя такие внешне противоречивые характеристики как универсальность, лояльность, бескомпромиссность, научность, простоту и что самое важное, – неизменную актуальность. Даже приверженцы недальновидной современной истории признают тот факт, что возраст Вед насчитывает многие тысячи лет, и что на протяжении всего этого срока люди находили в Ведах решение для самых разнообразных насущных задач, – как духовных, так и материальных. Даже в наше время ведическое знание настолько популярно, что его практичность завоёвывает сердца абсолютно всех категорий людей: начиная от гламурных студенток и заканчивая членами парламента Великобритании. Никакая другая научная система и идеология не сохраняла свою практическую ценность столь же долго, как Веды. Поэтому претензия Вед на роль первопричины всего сущего – весьма последовательна. По крайней мере, если какая-то панацея в этом мире и существует, то лучшего кандидата на неё, чем Веды – не найти.
Веды – это очень обширный пласт литературы. Даже обладая навыками скорочтения, нам вряд ли удастся прочитать за всю свою жизнь хотя бы десятую часть Вед. Не говоря уже о том, что некоторые из Вед написаны на столь сложном языке, что непонятны современному «прогрессивному» человеку, а значительная их часть – попросту утеряна (подробнее об этом – в статье
«Поиски самого авторитетного ведического источника»). Правда есть и хорошая новость – самые важные части Вед доступны в полном объёме даже сейчас. Причём, что ещё более приятно – они переведены на русский язык. Речь идёт о трудах Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, публикуемых издательством «Бхактиведанта Бук Траст» – самым крупным в мире издательством ведической литературы. Среди трудов Бхактиведанты Свами особое место занимают «Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам», «Нектар наставлений» и «Шри Ишопанишад», которые пользуются неизменным спросом среди самой широкой читательской аудитории: от простых людей, до видных научных сотрудников и бизнесменов.
Тем не менее, даже ограничив фокус своего внимания только трудами Свами Прабхупады, – а их насчитывается порядка сотни, – мы обнаружим, что это всё ещё очень большой пласт литературы. Настолько большой, что составить о нём целостное представление видится задачей хоть и выполнимой, но очень трудоёмкой. Тогда как без целостного понимания этих книг – абсурдно рассчитывать на сколь-нибудь значимый результат от применения полученного знания. Идеи же, вырванные из контекста, могут быть интересными, но практической пользы от них не будет. Также как не будет пользы от набора лоскутков, не сшитых в цельное одеяло. Чтобы ночью холодной согреться, мало иметь этот набор лоскутков, – нужно сшить их в одно одеяло. Подобным же образом и для того, чтобы получать практическую пользу от Вед, важно обладать целостным их пониманием.
Мой опыт изучения Вед
[img=left]http://2.bp.blogspot.com/-Q84VzniOyF8/VJYhVCUit3I/AAAAAAAADIU/EzPeECw_0qE/s300/aham.jpg[/img]Целостное понимание Вед – не дешёвая вещь. Оно недоступно для лентяев. Более того, самостоятельно, без помощи опытного духовного наставника, такое целостное понимание Вед обрести в принципе невозможно – даже будучи семи пядей во лбу и обладая завидной усидчивостью. Т.о. Веды содержат в себе естественную защиту от лентяев и гордецов. Поэтому только по-настоящему разумный человек, – понимающий, что разобраться в Ведах быстро и самостоятельно невозможно, – способен обрести целостное понимание Вед и извлечь из них максимум практической пользы.
Мне, автору этой статьи, для обретения более или менее целостного понимания Вед, потребовалось больше семи лет. Начиная с 2007-го года, я интенсивно изучаю Веды и практикую почерпнутое в них знание. В этом мне помогают опытные духовные наставники, которые щедро делятся своими знаниями и практическим опытом, – показывая на собственном примере, как привносить ведическое знание в повседневную жизнь. Т.о. моё ведическое образование продолжается до сих пор, и похоже, что это бесконечный процесс. Так или иначе, у меня уже сформировалось более или менее целостное понимание Вед, и в этой статье я поделюсь им. С тем, чтобы насколько это возможно, дать как можно большее понимание за как можно меньшее время, – на правах первого знакомства с Ведами.
Однако, как уже было отмечено, быстро обрести целостное понимания Вед – невозможно. Поэтому моя попытка представить «как можно большее понимание за как можно меньшее время» сопряжена с некоторыми допущениями. Во-первых, универсальность понимания была принесена в жертву простоте и наглядности. Во-вторых, представляемое здесь понимание Вед – это один из срезов ведического знания, который точно уместен для контекста
бхагавата-прашны (ведического коучинга), но который может быть не уместен для других контекстов. Представляемый вниманию читателя срез ведического знания хоть и довольно подробный, – но не универсальный. Поэтому данная статья предназначена именно для первого знакомства с Ведами. Она ни коим образом не претендует на панацею. Идеальный результат от прочтения этой статьи, – на который надеется её автор, – это заинтересованность читателя книгами Бхактиведанты Свами Прабхупады. Если же читателю моя статья покажется интересной, но вместе с этим книги Прабхупады не приобретут для него хотя бы какую-то ценность, я буду считать это своим маленьким провалом.
Также следует понимать, что даже пять минут живого общения с истинными носителями ведического знания, дадут гораздо больше, чем доскональное изучение этой статьи. Таких истинных носителей ведического знания довольно часто можно встретить среди последователей Бхактиведанты Свами Прабхупады (могу познакомить с некоторыми из них, если интересно). Если же вы уже общаетесь с последователями Прабхупады или сами являетесь таковыми – то данная статья не для вас, вы уже переросли её. На этой позитивной ноте мы – начнём, и начнём мы с сути.
Ненавязчиво-бескомпромиссная суть Вед
[img=left]http://4.bp.blogspot.com/-NKKSFDJFpCw/VNrSKASFtKI/AAAAAAAAD7M/Zp8Ryx8C1sc/s200/sut-ved.jpg[/img]О сути Вед говорят сами Веды: «Всё многообразие ведической мудрости сводится к двум правилам: всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нём. Все остальные предписания и запреты Вед – слуги этих двух принципов». На практике это означает понимание того, что я не тело и не ум, – а душа; и что моё счастье – в том, чтобы служить Кришне, Верховной Личности Бога. Причём именно Кришне, а не какой-либо Его экспансии, коих в Ведах насчитывается больше тысячи. И единственный способ для этого –
бхакти-йога,
йога чистого преданного служения Кришне, главным методом которой является совместное воспевание и индивидуальное повторение
маха-мантры: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Веды очень настойчиво и бескомпромиссно провозглашают эти истины, снова и снова объясняя, что только
бхакти-йога является радикальным решением всех проблем, тогда как прочие методы – лишь паллиативы. Только
бхакти-йога решит наши проблемы наверняка, – со 100-процентной гарантией. И только
бхакти-йога является постоянным решением – решением, гарантирующим невозвращение к кризису. Необходимость этих двух характеристик, гарантируемых
бхакти-йогой, можно проиллюстрировать на простом примере. Допустим, у вас рак. Вы приходите к врачу и говорите: «Пожалуйста, дайте мне метод лечения, который наверняка приведёт меня к выздоровлению, и который если он приведёт меня к какому-то излечению, потом эта болезнь не вернётся». Врачи говорят: «Химиотерапия», – однако, во-первых, непонятно, приведёт химиотерапия к улучшению или нет, и во-вторых, даже если она даст временное улучшение, потом болезнь вернётся снова. Итак, Веды раз за разом дают нам понять, что панацея от всех бед – это
бхакти-йога, а все прочие методы – это подобные химиотерапии паллиативы.
Вместе с тем, предостерегая фанатично настроенных проповедников, Веды указывают на то, что никогда не наступит тот день, когда все люди будут следовать какому-то одному пути, – даже если этот путь объективно является панацеей от всех бед. Поэтому в Ведах говорится о разных путях и о разных богах. Потому что у людей разные уровни сознания, разные склонности, разная квалификация. Например, если в современной культуре десять человек придут с температурой к врачу – врач им пропишет одно и то же лекарство. Врачей учат: «Такая-то болезнь – такое-то лекарство. Лекарство одно». Тогда как если те же самые десять человек придут к аюрведическому врачу, – он им пропишет 10 разных способов лечения. Почему? Потому что он будет учитывать их конституцию, возраст, пол, силу их организма, силу огня пищеварения и очень много других факторов. Разные советы будут даны разным людям, – в соответствии с их квалификацией.
Иначе говоря, ведические писания пытаются дать индивидуальные рецепты – разным людям, в соответствии с их квалификацией, будут даны разные советы. У каждого человека разная способность переваривать знание, у каждого человека есть разная индивидуальная квалификация. Веды утверждают, что нет чего-то, что было бы одинаково хорошо для всех. То что хорошо для одного – плохо для другого. Для человека хорошо то, что соответствует его квалификации, поэтому Веды говорят: «Твёрдо следуя своей квалификации, человек идёт по пути добродетели. Иные же действия являются пороком». Иначе говоря, человек должен следовать своему пути. Задача Вед как раз в том и состоит – помочь человеку найти свой путь, соответствующий его квалификации. Вместе с тем, давая человеку такую свободу, Веды бескомпромиссно, но ненавязчиво, превозносят путь
бхакти-йоги.
Приверженцев других, отличных от
бхакти-йоги путей, Веды открыто называют глупцами. Однако, они не просто вешают на человека этот малоприятный ярлык, а дают ему актуальные рецепты, помогающие человеку наилучшим образом достичь тех целей, к которым он стремится на своём пути. Таким образом, человек с одной стороны видит лестницу
бхакти-йоги, ведущую к высшему благу, – и поэтому осознаёт, что уровень его духовного прогресса оставляет желать лучшего, – но вместе с тем, что самое интересное, он со стороны Вед не испытывает никакого давления: «Иди по этой лестнице!», – Веды предоставляют такому человеку возможность остаться в своём «маленьком мирке». Причём Веды не просто «машут на него рукой», а помогают человеку создать все условия для комфортной жизни в его «маленьком мирке». Но, будучи бескомпромиссными, Веды также держат на виду и высшую цель – практику
бхакти-йоги. Т.о. Веды не впадают в крайности. Любая крайность порицается Ведами, т.к. это признак эгоизма. Поэтому они предлагают срединный путь – путь учёта времени, места и обстоятельств. Трудно себе представить более «ненавязчиво-бескомпромиссную» систему мысли, которая бы подобно Ведам с одной стороны всем людям место под солнцем давала, а с другой – бескомпромиссно провозглашала бы любовь к Богу высшей целью жизни.
Три ключевых вопроса Вед
[img=left]http://3.bp.blogspot.com/-RvT0sufThzA/VNrT5ZxOmOI/AAAAAAAAD7k/6fV3NPfBnsY/s200/tri-voprosa.jpg[/img]Ненавязчиво-бескомпромиссная природа Вед – благодатная почва для взращивания самых разнообразных рецептов на все случаи жизни. Поэтому язык Вед называют «цветистым», а сами Веды сравнивают с «древом желаний». На этом древе желаний есть «зрелый плод» – «Шримад-Бхагаватам» или «Прекрасный Бхагаватам», автором которого является Шукадева Госвами, чьё имя в переводе с санскрита означает «попугай». Когда эта птица клюнет своим красным клювом созревший плод, он становится ещё слаще. Зрелый и сочный плод ведического знания получен из уст Шукадевы Госвами, который сравнивается с попугаем не потому, что был способен пересказывать «Бхагаватам» в точности таким, каким услышал его от своего учёного отца, а за своё умение преподнести это произведение в привлекательной для всех категорий людей форме.
«Шримад-Бхагаватам», сравниваемый со «зрелым плодом древа желаний ведической литературы», обсуждает на своих страницах очень широкий круг вопросов, как материальных (см. например, статью
«27 рецептов на все случаи жизни»), так и духовных (см. например, статью
«С чего начинается жизнь»). Однако, при всей своей разнообразности, обсуждаемые на страницах «Шримад-Бхагаватам» вопросы, в конце концов сводятся к трём ключевым: «Кто я?», «Почему страдаю?» и «Что делать?»
Представляя собой кульминацию развития ненавязчиво-бескомпромиссной природы Вед, «Шримад-Бхагаватам» с одной стороны даёт единственно правильный бескомпромиссный ответ на эти вопросы: «Ты – душа. Страдаешь, потому что считаешь себя либо телом, либо в лучшем случае, – умом. А заниматься надо –
бхакти-йогой, к чему бы ты ни стремился». С другой стороны, будучи ненавязчивым, «Шримад-Бхагаватам», отвечая на эти три вопроса, даёт полезные советы и для людей, которым больше по душе собственный «маленький мирок». Срез ведического знания в контексте
бхагавата-прашны, или ведического коучинга, как раз почитателям своего «маленького мирка» и посвящён, – а таких людей сейчас большинство, – поэтому, опуская конечную высшую цель, в оставшейся части статьи мы поговорим именно об этом «маленьком мирке».
Насущные проблемы vs Высшее благо
[img=left]http://3.bp.blogspot.com/-R844rQe2oaE/VNrTQiuieBI/AAAAAAAAD7c/s2Zpqb4PBuo/s200/problemi-i-vis.jpg[/img]Итак, всё разнообразие ведических рецептов сводится к поиску подходящего ответа на три вопроса: «Кто я?», «Почему страдаю?» и «Что делать?» С точки зрения ведического коучинга – это идеальные вопросы, посредством поиска ответа на которые, можно решить любую проблему любого человека. Вместе с тем, обращаясь к помощи ведического коучинга, человек редко воспринимает эти вопросы актуальными. Потому что 1) у него есть Ситуация, 2) он хочет её изменить, 3) причём быстро. При таком раскладе давать каноническое «высшее благо», игнорируя «насущные вопросы» – худшее, что может придумать коуч. Да, строго говоря, человека не задающегося вопросами о своём высшем благе, Веды причисляют к категории тупых материалистов. Однако, в Ведах есть категория и для незадачливого коуча, который упрямо хочет свести насущную проблему человека к трём каноническим вопроса ведического коучинга. Таких людей Веды называют интересным словом – «религиозный фанатик».
Так или иначе, истина, как обычно – посередине. И начинается она с того, что советы – бесполезны (подробнее об этом в статье
«Ликбез по коучингу»). Нужно помочь человеку задаться правильными вопросами. Не задать их, а именно помочь задаться (подробнее об этом в статье
«От прашны к сампрашне»). Веды построены таким образом, что помогают человеку сделать это: задаться правильными вопросами. Таких вопросов может быть много, но в конце концов они сводятся к трём ключевым: «Кто я?», «Почему страдаю?» и «Что делать?» Приведённая ниже схема призвана показать практичность этих вопросов, и помочь задаться ими.
ВСЯ МУДРОСТЬ ВЕД НА ОДНОЙ СХЕМЕ
[img=left]http://3.bp.blogspot.com/-MZLCpPJ5SNQ/VMJhpSWdHQI/AAAAAAAADro/Gl0P9Ov-YYM/s200/samprashna_small.png[/img]Приведённая схема, включающая в себя четыре треугольника, – авторская. На страницах Вед её нет. Однако, она интересна тем, что наглядно и просто отражает большинство ключевых идей Вед, и т.о. позволяет получить «как можно большее понимание за как можно меньшее время». Поэтому эта схема может служить хорошим гидом при первом знакомстве с Ведами. Универсальным же инструментом эта схема может быть только в контексте
бхагавата-прашны (ведического коучинга). Если же читатель пожелает познакомиться с Ведами более глубоко и обстоятельно, ему можно порекомендовать общение с последователями Прабхупады и чтение его книг. Прежде всего, «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам».
Понятие «Абсолютной Истины»
[img=left]http://1.bp.blogspot.com/-HejTAZAST08/VNrq0Cdg4-I/AAAAAAAAD78/WuJqhHWRw7s/s200/SB.png[/img]Центральный треугольник – это обобщённая схема Абсолютной Истины в интерпретации Вед, которая включает в себя:
- 1) позитивный аспект знания (улыбающийся смайлик), или ответ на вопрос «Кто я?»;
- 2) негативный аспект знания (грустный смайлик), или ответ на вопрос «Почему страдаю?»;
- 3) методологию обретения счастья (шестерёнка), или ответ на вопрос: «Что делать?».
Последовательно отвечая на три этих вопроса, человек укрепляет свою связь с Абсолютной Истиной, изображённой в треугольнике знаком
ОМ, и таким образом заряжает свой духовный стержень, питающий все его начинания.
Говоря об Абсолютной Истине, Веды дают ей абсолютно нефанатичное объяснение. Разные люди могут понимать под Абсолютной Истиной: Бога, Космос, Природу, Голос Совести, Безличное Сияние, Кришну, либо что-то ещё. Все эти формулировки принимаются Ведами. Более того, Веды дают место под солнцем даже воинствующим атеистам, которые откровенно ненавидят Бога во всех Его проявлениях.
Основная идея Вед заключается в том, чтобы помочь человеку установить связь со своим пониманием Абсолютной Истины. Кем бы человек ни был, – даже последним атеистом, – он должен осознавать какую-то силу, которая питает его изнутри, которая даёт ему энтузиазм к действию и наполняет его жизнь смыслом. Именно эта сила и имеется в виду, когда в Ведах говорится об Абсолютной Истине. И именно установление связи с этой силой является главной задачей Вед.
Два способа связаться с Абсолютной Истиной
[img=left]http://2.bp.blogspot.com/-DwmIzYDypsI/VNrq5B21ZzI/AAAAAAAAD8M/UqRsrykjPdE/s200/SI.png[/img]Итак, мы разобрались, что связь с Абсолютной Истиной, согласно Ведам, имеет первостепенную важность в нашей жизни. Поэтому верхний треугольник описывает два возможных варианта такой связи. Верхний треугольник даёт чуть более широкое представление об Абсолютной Истине. Переводя все наши жизненные Ситуации в категории вопросов и ответов, можно разделить их на две группы: 1) вопросы о насущных проблемах (
прашна), и 2) вопросы о высшем благе (
сампрашна, или
бхагавата-прашна). Подробное объяснение этих терминов и понимание их практической ценности можно почерпнуть в следующих статьях:
-
Бхагавата-прашна как она есть,
-
От прашны к сампрашне.
Вершины треугольника: Абсолютная Истина (знак
ОМ), материальные ресурсы (слитки золота), люди (смайлики). Рёбра треугольника показывают две возможных связи человека с Абсолютной Истиной – в духе
прашны (косвенная связь) и
сампрашны (прямая связь). Имея прямую связь с Абсолютной Истиной, люди сотрудничают, а имея косвенную – конкурируют.
1) Ответы на вопросы из категории
прашна (насущные проблемы), давят на нас грузом
кармы (гиря), – потому как связаны с разными материальными ресурсами (слитки золота), которые, находясь под контролем времени (песочные часы), подвергаются постоянным изменениям, – чаще всего в не самую лучшую сторону. Эти изменения ложатся на нас тяжким бременем, подобным гире, и помимо всего прочего провоцируют межличностные конфликты, – из-за конкуренции за материальные ресурсы, – которые периодически перерастают в широкомасштабные войны. Это происходит из-за линейного восприятия времени, приводящего к жадности и ощущению того, что мне чего-то не хватит, поскольку «всех много, а всего мало» и «мы живём один раз».
2) Ответы на вопросы из категории
сампрашна, – в духе ведического коучинга, – укрепляют нашу прямую связь с Абсолютной Истиной (сердечко). Такая связь приводит:
- к тому, что настоящее становится центром моей жизни;
- к пониманию цикличности времени, которое даёт мне возможность жить «здесь и сейчас»;
- к пониманию, каким образом другие люди связаны с Абсолютной Истиной, и т.о. также и со мной, следствием чего является идея общего родства и необходимости сотрудничества;
- к пониманию, что моя задача – не в том, чтобы мчаться в страшном потоке линейного времени, где всё начинается и кончается, где всего нужно урвать, всего нужно попробовать, всё нужно ощутить.
Итак, существуют две возможные связи с Абсолютной Истиной: прямая и косвенная. Прямая связь – это способ жить счастливо, в сотрудничестве с другими; косвенная – путь конкуренции, приводящей к страданиям. Прямая связь – это позитивная составляющая знания об Абсолютной Истине, а косвенная – негативная. Перепутье, с которого человек выбирает, какую ему связь установить с Абсолютной Истиной – это ответ на вопрос «Кто я?» У этого вопроса есть всего четыре возможных варианта ответа: душа, разум, ум, тело. Культивируя своё самоотождествление с разумом, умом и телом, человек идёт по пути косвенной связи с Абсолютной Истиной. Прямая же связь с Абсолютной Истиной, подразумевает понимание, что я не тело, не ум и не разум, – а душа. Два оставшихся треугольника более подробно описывают эти четыре самоотождествления.
Последовательная реализация жизненных задач
[img=left]http://1.bp.blogspot.com/-g-X7dFjDd0I/VNrqy54MAuI/AAAAAAAAD70/oykYYmbZzXI/s200/NN.png[/img]Правый треугольник – 4 потребности человека (need to live, need to love, need to learn, need to serve): 1)
тело и чувства хотят жить (человечек), 2)
ум хочет эмоциональной близости (сердечко), 3)
интеллект, или разум, хочет обучаться, ставить и достигать целей (книга), 4)
душа хочет служить (смайлик). Гармонично реализуя все 4 эти потребности в своей жизни, – с акцентом на потребности души в служении, – человек становится счастливым.
- 1) Реализация наших жизненных задач начинается с реализации потребности души в служении. Такая реализация приводит к концепции счастья, независимой от внешних факторов. Моё счастье перестаёт зависеть оттого, что другие люди делают мне или думают обо мне. Моё счастье становится зависимым только оттого, что я делаю для них и что я думаю о них. Ко мне приходит понимание, что моё счастье – в том, чтобы делать что-то для счастья других. Это важнейший опыт, к которому должен прийти каждый человек. Планомерно реализуя свою потребность в служении, человек приходит к
«неразделённости сердца». Действуя таким образом, человек связывается с Абсолютной Истиной. Как уже говорилось выше, разные люди понимают под Абсолютной Истиной разные концепции – как личностные, так и безличные. Однако несмотря на это, в оставшейся части статьи, мы будем подразумевать, что Абсолютная Истина – это прежде всего Личность. Потому что такое представление об Абсолютной Истине позволяет сделать наиболее доходчивые описания. Итак, «неразделённость сердца» означает, что я связываюсь с Абсолютной Истиной, обличаясь её доверием и получая от неё необходимую силу для реализации своих жизненных задач.
- 2) Второй этап реализации наших жизненных задач – это реализация потребности интеллекта или разума в постановке целей и их достижении. Этот этап характеризуется
«неразделённостью устремлений». Я вижу цель и сосредотачиваю на ней свой разум. Причём это становится возможным только если у меня есть «неразделённость сердца», сформированная в результате связи с Абсолютной Истиной. Без этого я если и смогу поставить цель, то не смогу постоянно держать её в фокусе своего внимания. Без понимания своей связи с Абсолютной Истиной, моя цель будет постоянно ускользать.
- 3) Третий этап реализации наших жизненных задач – это реализация потребности тела в том, чтобы жить. Его отличительная черта –
«неразделённость действий» или дисциплина, когда я умею жить по ценностям. Не просто декларирую ценности, а выделяю время на то, чтобы самому утвердиться в них. Причём, очень важно, чтобы перед этим третьим этапом, были последовательно пройдены два предыдущих. Потому что без постоянного фокуса на цели своей жизни, вся самодисциплина человека превращается в муштру – в правила ради правил.
- 4) Четвёртый, заключительный, этап реализации наших жизненных задач, – это реализация потребности ума в эмоциональной близости. Этот этап характеризуется
«неистощимым энтузиазмом». Человек становится сам вдохновлённым и может вдохновлять других. Причём, очень важно, чтобы перед этим четвёртым этапом, были последовательно пройдены три предыдущих. Потому что второй пункт без первого приводит к тому, что цели часто меняются. Третий без предыдущих – к тому, что правила превращаются в муштру. А последний без предыдущих порождает «смех без причины…» и глупую активность.
- 5) Далее всё зацикливается на первый этап. Будучи энтузиаистичными, мы делаем следующую итерацию своего развития, ставя новую, более высокую цель, и повторяя весь описанный ранее процесс. Причём, очень важно на всех этих этапах продолжать культивировать свою связь с Абсолютной Истиной, потому что именно из неё черпаются силы на то, чтобы делать всё остальное.
Итак, это идеальный вариант развития человеческой жизни: когда потребности души стоят в центре всей нашей деятельности, а потребности разума, тела и ума, занимая второстепенные позиции, помогают нам реализовать потребность души в служении. Однако, такой идеальный вариант – это редкий случай. Чаще на первом месте стоят потребности не души, а именно разума, ума или же тела. О том, к чему это приводит ,объясняет левый треугольник.
Последствия ложных самоотождествлений
[img=left]http://1.bp.blogspot.com/-A63Rn-2vS9U/VNrq1WSyi0I/AAAAAAAAD8E/gpA0Th7qHiA/s200/bg.png[/img]Культивируя ошибочные самоотождествления, человек подвергает себя трём видам дисгармонии: 1) излишний
акцент на теле (человечек) приводит к технократизации сознания, 2) излишний
акцент на разуме (книга), приводит к бесплодному философствованию, 3) излишний
акцент на уме (сердечко) приводит к ритуалистичной религиозности.
Гармоничное развитие личности проиллюстрировано равносторонним треугольником (нарисованным пунктиром). Три маленьких пунктирных треугольника из левого треугольника – это упрощённая копия верхнего треугольника, описывающего методологию обретения счастья. Когда в центре наших самоотождествлений стоит душа, мы имеем дело с позитивным аспектом знания (правый большой треугольник) – треугольник «методологии обретения счастья» равносторонний. Когда же в центре наших самоотождествлений оказывается что-то другое, треугольник «методологии обретения счастья» вытягивается в ту или иную сторону (три маленьких треугольника слева). Всего существует три вида отклонений:
- Отклонение в технологию. Это когда мы обожествляем научно-технические достижения и забываем о себе. Грань между Абсолютной Истиной и ресурсами практически стирается, а собственное «Я» уходит на второй, очень далёкий, план.
- Отклонение в философию. Это когда мы находим счастье в излишних разглагольствованиях – и забываем о реальных делах. Реальные дела представляются для нас чем-то эфемерным. Грань между человеком и Богом здесь практически стирается, и человек начинает считать себя Богом, а материальные ресурсы представляются ему чем-то далёким, он считает их «бренной материей».
- Отклонение в религиозные ритуалы. Это когда мы используем Абсолютную Истину для исполнения своих корыстных желаний, не связанных с идеей всеобщего высшего блага: ставим свечки, заказываем службы, проводим обряды, т.е. манипулируем материальными ресурсами. Это приводит к тому, что всевозможные ресурсы становятся для нас близкими, а Абсолютная Истина – далёкой. Нам и без Абсолютной Истины хорошо живётся.
Подобно тому как у позитивного аспекта знания есть своя цикличность, также она есть и у дисгармоничных отклонений.
- 1) Допустим, человек погружен в технологию. Через какое-то время ему это закономерно надоедает, – потому как человек рано или поздно пресыщается любой дисгармоничной деятельностью.
- 2) Тогда он пытается «откреститься от бренной материи» и пускается в философию. Но в какой-то момент пустые философствования ему прискучивают, и у него появляется желание действовать.
- 3) Из философствований он не сразу пускается в технологию, а проходит промежуточный этап – религиозные ритуалы. По сути, у отклонений в религию и технологию цель одна и та же: реализовать свои эгоистические амбиции. Но в первом случае, у человека ещё есть запас благочестия, поэтому он «по правилам Бога» пытается их реализовать.
- 4) Во втором же случае, – когда запас благочестия под влиянием эгоцентризма уменьшается – человек уповает на технологии. По примеру Мичурина, который говорил: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». И дальше круг повторяется.
[img=left]http://3.bp.blogspot.com/-MZLCpPJ5SNQ/VMJhpSWdHQI/AAAAAAAADro/Gl0P9Ov-YYM/s300/samprashna_small.png[/img]
Вырваться из этого заколдованного круга – «выпрямить свой треугольник до равностороннего» – помогают гармоничные личности, возвышенные святые, которых Веды называют термином
садху. В результате общения с ними, человек вдохновляется на то, чтобы вести «праведную» жизнь. Праведную в том смысле, что обращается к своей истинной природе, пытаясь наиболее полно раскрыть свой потенциал. И как уже было несколько раз отмечено выше, таких людей можно часто встретить среди последователей Бхактиведанты Свами Прабхупады. Поэтому общаясь с ними и читая книги Прабхупады, можно наиболее полно воплотить своей жизнью суть Вед и добиться успеха во всех своих начинаниях – как материальных, так и духовных.
Источник: Центр ведического коучинга