Налогоплательщик совместно с другим физическим лицом купили квартиру в общую долевую собственность. Они заплатили за нее, передав деньги продавцу по расписке, а также перечислив ему полученные от банка кредитные средства со счета второго покупателя. Налогоплательщик представил в инспекцию декларацию по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), в которой заявил имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение своей доли в квартире.
Однако инспекция по результатам проверки посчитала, что гражданин не подтвердил свои расходы, так как по документам все расчеты осуществлял не он, а второй покупатель. Так, по расписке деньги за квартиру продавец получил от второго покупателя, с его же счета был произведен и банковский перевод кредитных средств. Поэтому инспекция отказала налогоплательщику в имущественном вычете и возврате налога, ее позицию поддержало управление как вышестоящий налоговый орган.
Налогоплательщик с этим не согласился и подал жалобу в ФНС России. Он посчитал, что представленные документы подтверждают понесенные им фактические расходы на покупку доли в квартире. Гражданин указал, что предоставил собственные средства второму покупателю для их передачи продавцу по расписке. Кредитные средства были получены на основании договора с банком, согласно которому оба покупателя являются солидарными заемщиками. Налогоплательщик погасил свою часть кредита, что подтверждается банковскими квитанциями.
При рассмотрении жалобы ФНС России установила, что по расписке продавец получил деньги от второго покупателя. Однако документ был подписан в трехстороннем порядке - продавцом, налогоплательщиком и вторым покупателем. Также в акте приема – передачи квартиры указано, что данную сумму уплатили именно «покупатели», одним из которых является налогоплательщик. Анализ кредитного договора и платежных документов показал, что гражданин и другое физлицо получили от банка заем, который был переведен на счет второго покупателя, откуда деньги были перечислены продавцу квартиры. При этом в материалах проверки были представлены приходные кассовые ордера и квитанции, подтверждающие, что налогоплательщик погасил кредит в своей части, отправив средства на банковский счет второго покупателя.
ФНС России пришла к выводу, что оснований для отказа гражданину в праве на имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение доли в квартире нет, и отменила решения инспекции и управления.
Подробнее об обстоятельствах спора можно узнать с помощью сервиса «Решения по жалобам», где размещено рассмотренное решение ФНС России от 23.11.2018 № СА-3-9/8717@.