Как многие богатые канадцы избегают налога на офшорный доход?
И почему налоговое агентство Canada Revenue Agency (CRA) не является более агрессивным в своем стремлении к офшорному налоговому планированию?
Недавнее решение Высшего суда Квебека дает некоторые ответы на эти и другие вопросы. Суд распорядился, чтобы CRA выплатило сумму в размере около 5 миллионов долларов группе налогоплательщиков после чрезмерной офшорной налоговой проверки.Ирвинг Ладмер и покойный Арнольд Штайнберг были друзьями и успешными бизнесменами из Монреаля. В 1987 году они основали компанию на Британских Виргинских островах для управления глобальным портфелем инвестиций. Ладмер и Штайнберг были одними из первых инвесторов, они же были и директорами компании. В 2001 году компания была реорганизована и сменила название на SLT. В SLT было около 160 канадских акционеров, а активы под управлением составили около 1 миллиарда долларов США. Структура компании была направлена на отсрочку канадского налога в течение 15 лет и получение ставок прироста капитала за любой накопленный доход и прибыль.
В 2005 году налоговое агентство Канады (CRA) внедрило проект, ориентированный на людей с высоким уровнем благосостояния, и в рамках этой инициативы акционеры SLT прошли аудит. После долгого и извилистого аудита ряд холдинговых компаний, принадлежащих Ладмеру и Штайнбергу, а также членам их семьи, были оценены по их деятельности в 2005-2010 гг. В 2014 году CRA отказались от итогов этого аудита и отменили большинство этих оценок.
Налогоплательщики согласились с тем, что в оценках никогда не было разумной перспективы, и с тем, что CRA провела агрессивный ацдит, чтобы просто использовать рычаги для возможного регулирования этой сферы, поэтому впоследствии налогоплательщики подали в суд на CRA за ущерб.
Суд пришел к выводу, что снижение налогов является одной из основных причин структуры SLT. Однако суд также отметил, что в принципе налогоплательщики имели право организовывать свои дела таким образом с целью уплаты минимальной суммы налога.
Стратегия CRA в основном основывалась на том, как лучше всего интерпретировать так называемое "Правило 7000" - одно из налоговых положений. CRA утверждала, что в данном случае это положение применяется, и что акционеры-резиденты из числа акционеров SLT, следовательно, облагаются налогом на ежегодной основе. Суд пришел к выводу, что этот аргумент не согласуется с давней позицией CRA по этому вопросу и что поэтому налоговое агентство применило оценочную позицию для налогоплательщиков, которую оно никогда не применяло ни к какому-либо другому налогоплательщику.
Суд установил вину налогового агентства и по другим моментам. Например, CRA намеренно исказили свои расчеты по обмену иностранной валютой (при конвертации годовых доходов и доходов SLT в доллары США), в результате чего акционеры SLT были неправильно оценены на общий доход в размере 434 млн. долл. США за эти годы, а не на сумму в 44 млн. долл. США.
Также при запросах информации от властей Бермудских островов CRA заявляла, что ее просьба связана с «уголовным налоговым вопросом», когда этого явно не было.
В то время как суд пришел к выводу, что вышеуказанные моменты действительно были совершены CRA в ходе аудита, он отклонил аргумент налогоплательщиков о том, что эти ошибки были результатом враждебности или недоброжелательности со стороны сотрудников CRA.
Налогоплательщики потребовали возмещения в размере 117,5 млн. долл. США.
Около 87,6 млн. долл. США из этой суммы касались претензий, которые суд отклонил (включая штрафные убытки в размере 40 млн. долл. США). Из оставшейся суммы суд присудил, что налоговое управление должно выплатить налогоплательщикам около 4,8 млн. долл. США, представляя часть утраченного процента по налоговым платежам, часть профессиональных сборов и всего 250 000 долларов США для Людмера и Штайнберга за репутационные потери, а также за стресс, проблемы и прочие неудобства.Поведение CRA в этом вопросе вызывает беспокойство. Более тревожные факты о том, что обычные канадцы без глубоких карманов часто находятся во власти налогового управления и что, если бы это дело регулировалось законами любой другой провинции или территории, а не гражданским законодательством Квебека, налогоплательщики могли бы не одержать победу: в 2017 году Апелляционный суд провинции Альберта постановил, что CRA не может быть предъявлен иск за халатность при проведении аудита.