Поправки в Налоговый кодекс об этом (N 163-ФЗ) подписал президент РФ, они вступят в силу через месяц.
Как рассказал "Российской газете" президент "ОПОРЫ России" Александр Калинин, предприниматели жаловались, что при проведении проверок в некоторых регионах налоговые инспектора доначисляли десятки миллионов рублей налогов или отказывали в возмещении НДС, если счет-фактура, товарная накладная, договор или иной документ подписаны неуполномоченным лицом - например, менеджером отдела реализации. Это случается, когда руководитель в отъезде или в отпуске. ФНС и Госдума согласились с бизнесом, что главное - это факт поставки или оказания услуги, а не то, кем именно подписаны сопроводительные документы. При этом если не та подпись вызывает у инспектора подозрения, что за этим стоит попытка уйти от налога, то бремя доказывания ложится на налоговую инспекцию, а не на налогоплательщика, подчеркивает Калинин.
Налоговый орган теперь должен проверить, не кто подписывал документы, а кем исполнена сделкаЗакон четко запрещает отражать в налоговых целях мнимые операции, основной целью которых выступает налоговая экономия. При этом процедура доказывания не регулируется, отмечает Петр Попов, ведущий юрист "Пепеляев Групп". В связи с этим, скорее всего, будут использоваться подходы, которые наработаны судами в прошлом, считает юрист.
В законе прямо не ограничиваются притворные операции, формальная сторона которых противоречит их экономической сути, но налоговые органы, вероятно, продолжат переквалифицировать операции по принципу "существо над формой", выдвинутому судами ранее.
Закон также устанавливает новое условие признания расходов и вычетов, по которому сделку должен исполнять надлежащий контрагент, то есть непосредственно сторона договора или иное лицо, получившее полномочия в силу закона или договора. Если читать текст закона буквально, то уйти от риска нельзя даже через проверку полномочий в цепочке поставщиков, опасается Петр Попов.
"Налоговая инспекция, имея более широкий доступ к информации и доказав проблемы в цепочке поставщиков, может не принимать во внимание, что налогоплательщик не мог получить ту же информацию, и неважно будет даже, что в цепочке поставщиков уплачены все налоги", - говорит собеседник "РГ".
Кроме того, нужно законодательно закрепить субсидиарность налоговых претензий к покупателю - требование к налоговым органам сначала принимать меры по взысканию налога с "проблемного" поставщика и только потом с покупателя, считает Петр Попов.
Помочь бизнесу в выборе надежных контрагентов должна публикация налоговиками сведений о юрлицах, которые хотя и не составляют налоговой тайны, но пока недоступны. Первый блок в формате открытых данных Федеральная налоговая служба разместит уже 25 июля. Туда войдет информация о налоговых правонарушениях и решения о привлечении к ответственности, вступившие в силу со 2 июня 2016 по 30 июня 2017 года. Вряд ли публикация таких сведений введена "просто так", вполне вероятно, что степень осмотрительности в выборе контрагента все же будет иметь значение.