Ранее министр финансов Антон Силуанов выступал за введение ограничения на создание новых групп налогоплательщиков до 2018 года. "Сейчас в РФ зарегистрировано 16 консолидированных групп налогоплательщиков, - напоминает Екатерина Болдинова, старший юрист практики налогового и таможенного права юридической фирмы "ЮСТ". - Они создаются крупными компаниями для того, чтобы избежать контроля за внутрихолдинговыми ценами, а также чтобы объединить прибыли и убытки и уплачивать налоги с общего финансового результата".
В течение 2015 года уже действует мораторий на создание новых консолидированных групп, введенный федеральным законом N 366-ФЗ от 24.11.2014. "В соответствии с ним договоры о создании КГН, зарегистрированные в 2014 году, вступают в силу только с 1 января 2016 года", - поясняет эксперт. Но уже созданные группы могут продолжить свою работу как КГН и во время действия моратория. "Но к ним относятся лишь те, что успели начать свою деятельность до 2014 года", - добавляет Болдинова.
Временный запрет на создание консолидированных групп необходим для устранения выявленных недостатков введенной системы. Создание КГН привело к перераспределению доходов между бюджетами регионов. По данным минфина, в 2014 году у 53 регионов поступления налогов на прибыль выросли на 61,9 млрд руб., у 32 - снизились на 127 млрд. "Отрицательные тенденции проявились уже в первый год консолидации", - отмечает Александр Голиков, партнер BGP Litigation. В 2012 году поступления налога на прибыль от участников КГН снизились примерно на 30 млрд. "Использование крупными организациями КГН фактически приводит к уменьшению собираемости налогов", - констатирует Екатерина Болдинова. Наиболее пострадавшие регионы, в которых доходы от влияния КГН уменьшились более чем на 1 млрд руб.: Москва, Санкт-Петербург, Красноярский и Пермский края, Белгородская, Тюменская, Волгоградская, Нижегородская и Самарская области, Республика Карелия и Ханты-Мансийский АО.
Механизм и вводился для того, чтобы распределение налога было более справедливым. "Цель налоговой консолидации - перераспределение поступлений по налогу на прибыль именно в тот регион, где прибыль создается, а не в тот, где находится головная компания", - поясняет Александр Голиков. Однако налоговая база часто перераспределяется в регионы, в которых действуют сниженные ставки налога на прибыль. "Фактически использование КГН позволяет снизить общую налоговую нагрузку группы", - говорит Екатерина Болдинова. Это приводит к законной, но крайне не выгодной для бюджета регионов оптимизации. "В рамках крупнейших налогоплательщиков такая экономия может быть огромной, но необходимо понимать, что в большинстве случаев это не снижение налогового бремени в целом, а его перераспределение во времени", - поясняет Александр Житнич, управляющий партнер "Алариус Консалтинг". Экономия налогов достигается, например, за счет того, что отдельная компания, понесшая за текущий год убыток для целей налогообложения, переносит его на будущее и уменьшает налоговые платежи в следующих налоговых периодах. "При этом убыток этой же компании в составе КГН будет уменьшать совокупный финансовый результат группы уже в текущем периоде, что снизит совокупный налоговый платеж", - отмечает эксперт. Кроме того, компании намеренно включают убыточные предприятия в консолидированную группу, чтобы снизить налоги высокорентабельного предприятия. "Отсутствие механизмов налогового администрирования участников КГН позволяет им без особых сложностей искусственно создавать убыток в том регионе, где лучше не платить налог на прибыль, - говорит Александр Голиков. - Поэтому в 2013 году именно консолидированные группы внесли самый большой вклад в сокращение уплаты налога на прибыль организаций - основного источника региональных доходов".
Мораторий даст время на совершенствование системы консолидации налогоплательщиков. "Минфин и ФНС предлагают подумать о том, как исправить недостатки КГН и выровнять попадающие доходы регионов", - говорит Александр Житнич. Так, минфин предлагает разрешить доступ региональных органов власти к некоторым показателям по консолидированной группе налогоплательщиков, которые в настоящее время составляют налоговую тайну. На основании этих данных будет делаться прогноз поступлений в бюджет. Также планируется ограничить возможность изменения состава КГН. В обязательном порядке в КГН будут включаться компании, которые принадлежат холдингу на 90%. "Поскольку добровольное участие в КГН также несет в себе возможности для злоупотреблений", - отмечает эксперт.
Идея КГН в целом интересна и перспективна, но, как и многие другие законодательные инициативы, пока сыра. "И если правила трансфертного ценообразования коснулись многих компаний и сейчас можно увидеть, как они модернизируются, то в случае с КГН у минфина, видимо, за время первого моратория не дошли руки до исправления "детских" болезней законодательства", - говорит Александр Житнич.
В минфине полагают, что простая отмена КГН не решит возникших проблем бюджет регионов. Вновь появятся субъекты, у которых будут отрицательные финансовые результаты, и систему межбюджетных отношений нужно будет выстраивать заново. Поэтому следует сконцентрироваться на устранении выявленных недостатков и не относиться слишком серьезно к негативному опыту. "Апробацию института консолидации налоговой базы по налогу на прибыль организаций в России следует воспринимать как экспериментальный шаг", - отмечает Голиков. Не исключено, что при грамотной отладке этого инструмента он может быть распространен на другие налоги, в том числе на НДС.
Текст: Ирина Жандарова